Уходящие русские

May 07, 2017 18:43


Скоро 9 мая, светлый праздник Победы, однако есть и поводы смахнуть скупую слезу. Во многих странах СНГ возникли проблемы c организацией акции “Бессмертный полк”. Пройтись с портретами ветеранов стало непросто в Таджикистане, где чиновники запретили акцию, как "противоречашую исламским традициям", а также в Узбекистане, где шествие запретили в “целях безопасности”. В Туркменистане акция несколько лет проходит лишь во дворе одной школы, курируемой посольством России в Ашхабаде.

Печальная история с “Бессмертным полком” на просторах многих частей пост-СССР ярко иллюстрирует те ошибки, которые допускает российское руководство в отношении те, кто когда-то был с нами одной страной.

Работа с нашими соседями ведется Кремлем по двум направлениям:

Первое. Дружба начальства с начальством. Долгие годы Кремль полагал, что для удержания постсоветских стран в своей орбите достаточно дружить на уровне первых лиц. Отсюда и многочисленные официальные встречи Путина с Назарбаевым, Рахмоновым и далее по списку, здесь же можно упомянуть и бесконечное списание долгов странам-соседям. Например, Узбекистану был списан долг в 865 миллионов долларов, на днях, в начале мая появились сообщение о списании долга Киргизии в размере 240 миллионов. Понятно, что проблема выплаты этих долгов - это не забота простых бедных, а то и нищих жителей этих стран, а головная боль руководителей, от которой Кремль их освобождает.

Печальные последствие курса на дружбу с начальством хорошо известны на примере Украины, где Янукович долгие годы считался “своим парнем”, держащим ситуацию под контролем. Предполагалось, что публичные заверения о партнерстве со стороны РФ и экономические вливания позволят украинскому лидеру сохранить власть в сложную минуту, однако история показала безосновательность этих ожиданий.

Второе. Экономический подход к населению постсоветских стран, рассматриваемому как рабочая сила на рынке труда. Таджик или киргиз для нашего безнационального чиновника - это всего лишь обезличенная трудовая единица, homo economicus низшего уровня, призванная заменить недостающего русского. Оглядываясь не негативные демографические тенденции, российская власть, действующая в связке с интересами крупного бизнеса, открывает шлюзы для мутного миграционного потока зачастую совершенно чуждого культурно и ментально, несущего многочисленные угрозы, в том числе террористическую.

Проблема в том, что оба направления упускают просветительскую работу с простыми людьми. Все последние годы с попустительства Москвы во многих странах СНГ шло заметное наступление на русскую культуру, историю, язык, что приводит к растворению объединяющего начала, связывающего современную РФ с разлетевшимися в 91-м году осколками России/СССР. Местными властями делаются заметные шаги, направленные на то, чтобы как русские, так и другие народы бывшего Союза утрачивали связи с Россией. И свертывание на полпути деятельности по собиранию Русского Мира играет здесь свою трагическую роль.

В идеале взаимодействие с постсоветскими лидерами должно строиться по принципу “баш-на-баш”, на основе прагматических национальных интересов. Ставите вопрос о списании долгов? Хорошо, тогда будьте любезны откройте два десятка русских школ. Хотите создавать единый таможенный союз? Без проблем, только мы завезем вам наши учебники истории, будет единый образовательный стандарт. И к нам ехать не надо - лучше мы к вам, построим фабрики и агракомплексы.

В противоположность этому дружба с начальством без просветительской работы с местным населением приводит к обратному эффекту, когда лидеры СНГ используют фактор русофобии как инструмент для шантажа Москвы, когда заигрывание с местячковыми националистами или религиозными мракобесами рассматривается как способ добиться поблажек - снижения цен на газ, снятия торговых барьеров и т.д.

Однако, джины, выпущенные из бутылки, становятся все менее управляемые. Бандеровские “национал-революционеры”, которых патронировал Янукович в качестве ручной оппозиции, уже скинули своего покровителя. Изначально светские лидеры Киргизстана и Узбекистана, сумевшие сконструировать антироссийские исламистские мифы, все более бессильны противопоставить что-либо пропаганде более радикальных чем они террористов. Там, откуда уходят русские, становится только хуже.


русское, разбор, национализм, политтехнология, патриотизм

Previous post Next post
Up