Сейчас вспоминают о 25-летии ГКЧП - последнем акте жизни сверхдержавы, которая перед гибелью призвала на помощь то, что умела делать лучше всего - танки. Растеряв все другие способы пропаганды, выработанные их более талантливыми предшественниками, брежневцы вытащили на московские улицы этих бронированных монстров, бывших символом закатывающегося величия.
Танки помогли в Будапеште, помогли в Праге. Славные современные танки символизировали освобожденный Берлин и ужас, наводимый на британских хоббитов. Танков советская страна ближе к своему финалу наштамповала столько, что их стало больше, чем во всех армиях мира вместе взятых.
"Путчистам", видимо, казалось, что достаточно лишь появиться железным героям в Москве , как вместе с ними вернется уверенность в том, что большая и сильная держава, победившая в самой страшной войне, будет стоять всегда. Не имея другого плана действий, ГКЧПисты цеплялись за старые, проверенные инструменты. Именно цеплялись дрожащими руками, а не плотно сжимали рычаги, приводившие в движение гусеничные траки.
Но наступала другая эпоха. Бронетехника, ведомая в никуда перепуганными танкистами, была бессильна против первого открытого в Москве "Макдональдса". Против возглавляемого Ходорковским и Сурковым банка "Менатеп". Против хитрого лиса Шеварнадзе. Против бывшего московского студента Шамиля Басаева, явившегося встречать танки в русской столице с авоськой, полной невесть где раздобытых гранат.
А еще советские танки остановил еще советский народ. Весь застой и всю перестройку со всех углов трубили, что люди, граждане, трудящиеся - превыше всего. Стрелять в народ - немыслимый грех. С этим табу не смогли расстаться и бюрократические старцы из ГКЧП, в них верили и сами советские люди, стотысячными толпами выходящие на улицы как радостные хозяева страны, как те, кто решает, как дальше жить. Тем, что запустил человека в космос, и танки по плечу!
В 93-м, два года спустя, никаких табу у людей, принимающих решения, уже не было. Какой такой народ, а? Лохи, электорат, совки, обманутые вкладчики - чернь какая-то! Новые демократические танки огнем своих орудий защищали приобретенные активы своих хозяев.