Если взяться за анализ взглядов тех, кто нынче много говорит о том, что “пора валить”, оправдывая эмиграцию или тех, кто действительно свалил, то бросается в глаза не просто неприятие тех или иных аспектов жизни в РФ, а устойчивая точка зрения целой прослойки “ничевок”, что здесь никогда ничего хорошего не будет, что в России все омерзительно и ущербно по определению. Такой нигилизм по отношению к собственной стране - явление для народов мира редкое, но, к сожалению, очень русское.
Конечно, чемоданные настроения, замешанные на презрению к “проклятой Рашке”, свойственны сравнительно небольшому числу граждан России, которых можно было бы не вспоминать лишний раз, если не учитывать, что подвержена этому вируса, в основном, молодежь, черпающая информацию из интернета.
Мировая паутина - пространство, на первый взгляд, максимально свободное, в отличие от “зомбоящика”, однако и в веб-пространстве действуют не менее устоявшиеся тренды, чем голос диктора программы “Время”. Имеют широкий успех сетевые ресурсы, обрушивающие на человека вал информации о том, что все плохо, причем не просто плохо в какой-то один неудачный день, а песец присутствует везде и всегда. Достаточно упомянуть, что популярностью среди молодых пользуется не статусный и серьезный портал Lenta.ru, а его молодежный придаток “Лентач”, подающий тот же контент, но в какашечном, всеобсерающем ключе.
Формированию аллергии на Россию, способствуют наши сетевые СМИ, погружающие читателя в вереницу скандалов и криминальных происшествий. Например, прямо сейчас открываем петербургские новости на “Яндексе”, видим следующий топ-пять: “С Гренадерского моста в воду прыгнул мужчина”, “В Петербурге мужчина гулял по путям у станции метро «Девяткино»”, “На автостоянке в Петербурге сгорели 12 грузовиков Volvo”, “СК начал проверку по факту падения куска лепнины на голову мужчине”, “Массовая авария парализовала движение на МКАД”. Получается, что самое важное, что произошло в пятимиллионном мегаполисе 21 марта 2016 г. ограничивается набором из пяти чернушных фактов! Ну как после этого не захотеть свалить из этого ада?
В соцсетях выросла устойчивая группа людей с предельно циничным взглядом на происходящее, для которых самый доступный язык восприятия информации - это глумление над окружающей реальностью. “Ничевоки” вращаются в орбитах несколько трендов - подтрунивание над РПЦ и “духовными скрепами”, обсерание Милонова и Кадырова, борьба с коррупцией и т. д. Само собой, нелепо разгаваривать с таким человеком, употребляя слова "чувство долга", "Родина", "национальные интересы", "русские соотечественники". Для бытового нигилиста это будет разговор ни о чем, ведь его единственный подлинный интерес - собственный комфорт. Забавно, что критика системы с каких-то иных позиций, например, дискуссия о необходимости пересмотра итогов приватизации, “ничевок” не трогает - искусство обсера, которым они якобы владеют, фрагментарно. Думать о непопулярных и немодных темах в этих кругах не принято.
К сетевой тусовке “ничевок” пристраивается и наша либеральная фронда: бытовые нигилисты, сидящая в интернете молодежь, становится их сторонникам наряду с стареющим и все более старомодными слушателями “Эха Москвы”. В последние годы заметно, что либералы выдают все меньше конструктива, давя на одну и ту же педаль - все, что происходит в России - это одно большое непомерное Зло, ежедневное и ежечасное. Такая оппозиция по сути выступает уже не против тех или иных политических лидеров, а против “проклятой Рашки” как таковой. Отсюда и совсем уж омерзительные формы психопатии - поддержка карательницы Савченко, призывы перевести российские суды под иностранную юрисдикцию и прочие сеансы национального отрицания, ласкающие слух “ничевок”, однако должные быть совершенно неприемлемыми для людей, называющих себя российскими политиками.
Нигилисты давно уже дошли до отрицания народа, которого они видят отвратительным “путинским большинством”. Между тем, российское большинство отнюдь не столь однородно и не столь подобострастно по отношению к власти, как кажется фанатам “лентача”. Люди видят растущие цены в магазинах и снижение зарплат, видят увольнения и банкротства. Жизнь становится все дороже, везде требуют денег, которых у народа становится все меньше - и в школе заплати, и за кредит, и за новую бытовую технику. И о том, кто и где ворует народ знает не хуже, чем создатели фильма “Чайка”. Ропот недовольства раскатывается все громче, однако у людей, не склонных основывать свою жизнь на информации из интернета, он не принимает форму аллергической реакции на собственную страну и не отключает способность видеть не только черное, но и более. Ну а истерикам-“ничевокам”, мечущимся между Вильнюсом и Киевом, всем поклонникам чернухи, в этих условиях сложно найти ключик к сердцу народа.