Рынок? План!

Dec 22, 2015 21:45


Одно из массовых заблуждений - вроде как молодая РФ уже два десятка лет строит рыночную экономику, отказавшись от плановой модели, существовавшей в СССР, якобы заведомо неэффективной. Видно, и живем не ахти, зато, мол, государство прекратило указывать, что надо делать, отдав экономику на откуп рыночной стихии. Между тем, в глобальном масштабе совершенной конкуренции давно нет, рынком управляет корпплан, который отнюдь не противоречит госплану.

Достаточно трезво взглянуть на деятельность любой крупной корпорации, чтобы понять, что она подчинена не хаотичным силам, а вполне четкому плану работы, не менее жесткому и всеобъемлющему, чем при госплане: детально регламентируется распорядок дня каждого работника, его круг функций и полномочий, точно рассчитываются доходы и расходы, существует корпоративная культура, требующая лояльности и т.д. Никакой особенной “свободы”, якобы отсутствовавшей на советских предприятиях, в таком режиме трудовой деятельности нет.

Если перейти от трудовой деятельности к процессу купли-продажи в сверхкрупном масштабе, то никаких признаков  хаотичной “свободы” также не наблюдается, кругом одно планирование - крупнейшие деловые игроки заключают форвардные контракты - обязательства, которые будут выполняться на годы вперед. Ту же цена на нефть формируется в рамках нефтяных фьючерсов (разновидности форвардов), то есть торгуется не добытая на данный момент нефть, а та, что будет извлечена из недр через несколько лет. В мире реализуются инвестиционные проекты, спланированные не в рамках пятилетки как в СССР, а на десять, а то и пятнадцать лет вперед.

Реализуемая в рамках долгосрочного планирования деятельность транснациональных корпораций (ТНК), скапливающих все большие активы, становится все более тотальной, охватывающей все большие рыночные ниши, где закрепляется их монопольная власть. Более того, в условиях мирового кризиса перепроизводства, когда базовые жизненные потребности “золотого миллиарда” удовлетворены, бизнес научился фактически придумывать (то есть планировать) для покупателей новые нужды вроде регулярной смены личного авто, заражая граждан потребительским энурезом. Таким образом, и производство и потребление реализуются в рамках плановой экономики.

Об ограничении монополий и защите свободной конкуренции заговорили на Западе еще в XIX веке, однако с тех пор противодействие укрупнению капитала потерпело крах. Более того, согласно исследованиям швейцарского математика Джеймса Глаттфельдера, среди ТНК есть собственный клуб “первых среди равных” - суперцентр из полутора сотен корпораций, удерживающий 40% мирового дохода (подробнее об этом я уже писал).

Весьма сомнительны утверждения рыночных фундаменталистов о том, что корпплан априори лучше госплана, что частные предпринимателя якобы лучше решают задачи общественного развития, чем государственные управленцы. Исторические примеры не подтверждают наличие такой закономерности, наоборот, государство, как минимум теоретически, подчинено народу, в отличие от частного бизнеса, принадлежащего его акционерам - неугодное большинству правительство можно лишить легитимности на следующих выборах, а вот неугодной большинству совет директоров не может быть сменен никоим образом, при этом доходы крупнейших корпораций давно сопоставимы с бюджетами стран среднего размера.



Государственное планирование, кстати, отнюдь не исчезло с крахом Советского Союза - наряду с стратегическим планированием, осуществляемым корпорациями, управлением экономической деятельности занимаются и государственные аппараты всех стран, претендующих на статус экономически развитых. Бизнесу и государству приходится согласовывать свои планы, учитывать интересы друг друга. Местами корпплан подчиняет госплан, местами подчиняеется сам, но чаще наблюдается некий симбиоз.Немаловажен и вопрос, кому подчинено само государство как институт - выражает ли оно интересы народа, либо политико-экономической элиты.

Свободный рынок отчасти сохраняется в малом и среднем бизнесе, хотя и он часто подвергается давлению крупных игроков (особенно в России), однако серьезных общественных и политических рычагов для отстаивания своих интересов на уровне глобальной экономики малое и среднее предпринимательство не имеет. Кроме того, свободная конкуренция в ограниченном масштабе присутствуют в сфере прорывных, подлинно инновационных технологий, когда маленькая команда гениев, работающая на себя, может потеснить корпоративных гигантов, однако эти успехи вундеркиндов обычно заканчиваются попаданием под контроль инвесторов из ТНК, которые удерживают 95% мировых патентов и лицензий, имея таким образом серьезные механизмы регулирования научно-технического прогресса.

Таким образом, разговоры о том, что “рынок лучше плана”, “свободная конкуренция - признак цивилизованности” и прочие басни дедушки Гайдара умным людям следует смело сдавать в утиль, как пропагандистскую лапшу для удержания народонаселения в определенных рамках. Рыночная экономика давно уж осталась позади, соревнуются друг с другом лишь различные варианты плановых систем, использующие в разных пропорциях рыночные и нерыночные механизмы достижения своих цели.

капитализм, общество, глобализация, компрадоры, экономика

Previous post Next post
Up