C праздником!

May 09, 2011 09:39

С праздником, дед Толя! С праздником, дед Костя! И вы, дядя Саша и дядя Коля - с праздником.
С праздником, бабушка. Вы давно умерли, но пока я живу и помню - вы есть.

С войны из совсем близких у нас не вернулись дядя Коля, бабушкин брат, и мой прадед - отцов дед. Дедушка Костя - отцов отец - единственный, кто вернулся живым и при этом не попал ни под какую раздачу. Может быть, потому, что в дальней деревне под Иркутском мужики после войны были на вес золота. Дядя Саша, бабушкин брат, вернулся, жил долго, я училась уже в 9 классе, когда он умер. Войну вспоминать не любил. Иногда только, когда выпьет, мог рассказать нам с братом что-то. Тётя Маруся, его жена, красавица, гоняла нас за эти разговоры - он становился мрачным.

Больше всего я знаю о войне от бабушки и дедушки, маминых родителей. Я у бабушки Веры выросла и любила её больше всех. Тогда. И сейчас люблю, только со временем оказалось, что и маму, и дядю Юру я люблю не меньше. Отца не помню совсем, только по рассказам.

И очень люблю бабушку Асю, Вассу Пименовну. Отцову мать. Она одна у меня живая осталась из старших родных. К ней я сегодня поеду поздравлять с Днем Победы.  Ей был 21 год, когда кончилась война. В 15 лет она пошла работать и не разгибалась потом 5 лет войны, и долгие годы после.

А напишу я сегодня про дедушку Толю. Традиционно уже повторю тот давний пост.
***

На войну ты ушел в сорок втором, дед, потому что работал в горисполкоме. Нужно было поднимать добычу золота и пушнины в Якутии. Валюта, на нее покупали у союзников много чего. Это мне сильно повезло, потому что в 1942 родилась моя мама. Призвали бы тебя на год раньше - и не было бы ни ее, ни меня.

Жаль, у нас не осталось твоих писем с войны, все забрали в 49. И медали забрали и ордена... Ты прошел всю войну и вернулся с нее так же с опозданием, как и уходил - в 1946. Был комендантом маленького немецкого городка. Бабушка вывела к тебе детей- старшего, дядю Юру, и мою маму, которую ты видел только на фотографиях.

Бабушка всю войну работала в карточном бюро - выдавала людям карточки на продукты. Ее туда направили решением коллектива типографии, как самую-самую. Это была нужная, но опасная работа. Те, кто работал с карточками, должны были быть вне подозрения. Они не могли на рынке тряпку с себя продать, детей подкормить, чтобы потом не обвинили в махинациях.

Трудно пережили войну. Двое детей, мать, жена брата, тетя Маруся - совсем девочка, он женился перед войной, и двое ее детей-погодков. А работала на 7 человек одна бабушка.

В 1948 родился Женька. Мой дядя, мамин младший брат. А в 1949 тебя забрали. Не столько за то, что много знал и много видел, сколько за длинный язык. (Оно семейное, дед! Оно не кануло в Лету- вот я, точно такая же) За то, что рассказывал обо всем, что видел и понимал, что никакие они все повально не враги, а несчастные люди, точно так же брошенные в топку войны командой сверху. Что среди них много разных, ровно как и среди нас. За то, что был добрым человеком, и непонимающие некоторых тонкостей немцы писали тебе открытки оттуда, из Германии. "Спасибо за все, герр Мудров, с днем рождения вас". Ну и про бабушку напомнили заодно. Разумеется, в деле фигурировало вовсе не это.

Дали тебе 10 лет, но вернулся ты вскоре после смерти Сталина. Якутск маленький город, а тогда был еще меньше, все всех знали, и про всё. Про твое криво сшитое липовое дело в том числе. Вернулся ты весь больной, навсегда злющий на власть, и как всегда веселый. Отказался восстановиться в партии и на работе, потому что больше не верил ни вождям, ни номенклатуре. Хотя мне хотелось найти того твоего послевоенного начальника и пожать ему руку. За ту характеристику, которую он написал, когда тебя взяли. За маленькую желтую бумажку с несколькими хорошими словами. Мне сначала странно было ее читать, а потом страшно. Это же каким гражданским мужством нужно было обладать, чтобы писать:"Исполнительный, честный, ответственный", чтобы завершить строчкой "Справка дана дла предьявления в органы".

Вернулся ты в 1954, в 1958 начал болеть, потом слёг, и я тебя помню уже почти парализованного. Но все равно веселого. Жили мы все вместе, тесно. Именно тогда ты много рассказывал обо всем, что видел. О довоенной жизни, о войне, о немцах, о лагере. О людях. Я знаю это скорее в пересказах старших - мала была. Но знаю.

И еще больше знаю теперь про жизнь в тылу - от бабушки Аси. Про настроение, про ожидание. Про веру.  Про людей. разных. Про ерунду, что тогда все были хорошими, а сейчас- все плохие. разные все. И тогда, и сейчас.    Дежурила я у нее вчера, по телевизору военные песни, военные фильмы. И она вспоминала о своем. Как работали днем, а по ночам носки и варежки вязали. Спали 3-4 часа в сутки. И смеется, что сейчас за те годы отсыпается.

С праздником Победы, дорогие мои. ...а ленточку георгиевскую я цеплять не буду.  Даже как символ. Это как медаль "За отвагу" как символ нацепить.

Я лучше лишний раз ветерану помогу.


Моя Семья и др.

Previous post Next post
Up