С начала февраля в Самаре начали курсировать особые автобусы-шаттлы к станциям метро «Московская» и «Юнгородок». Предназначены они для подвоза пассажиров из Зубчаниновки, там конечные у остановок «Магазин» и «кинотеатр “Луч”», а с другой стороны города от железнодорожного вокзала и от пересечения улиц Пензенской и Владимирской. Шаттлы не имеют промежуточных остановок, а заявленный интервал составляет 10 минут.
На самом деле попытки организовать подвоз пассажиров к станциям метрополитена были с самого начала открытия метро в Куйбышеве. Ещё в начале 1980-х
рассчитывали, что к 1990 году первая линия подземки от заводов в центр города будет построена, поэтому требовался пересмотр работы всего общественного транспорта. Этот проект также подразумевал сооружение транспортно-пересадочных узлов у станций «Кировская» и «проспект Ленина» (ныне «Российская»), а так же ещё одного близ станции «Безымянка» на пересечении улиц А. Матросова и Красных Коммунаров.
Эти глобальные планы так и остались на бумаге. К 1990 году был открыт лишь участок от станции «Юнгородок» до станции «Победа». Для большей популяризации нового вида транспорта было решено скорректировать работу некоторых автобусных маршрутов, следовавших в Юнгородок. В конце февраля 1988 года часть заводских маршрутов была «обрезана» до ближайших станций метро: 11э сокращён до станции «Победа», 11 - до пл. Кирова с захватом станций «Победа» и «Безымянка», 30 - до станции «Кировская» по кольцевой схеме в районе заводов: по улице ХХII Партсъезда, Заводскому шоссе, пр. Кирова, Вольской улице в утренний час пик и в обратном направлении в вечерний, 38 - до рынка Промышленного района (ныне Безымянский рынок) с заездом к станции «Безымянка», 55 - до пересечения улиц Гагарина и Красных Коммунаров с захватом станций «Безымянка» и «Победа», 60 следовал от железнодорожного вокзала так же до «Победы» вместо Юнгородка. В это же время были открыты кольцевые трамвайные маршруты №4 и №23, которые работают и по сей день. Интервал автобусов составлял в среднем 6 минут, трамваев - 9. Но такое положение дел создало рабочим заводов лишь неудобства. По их требованию уже к апрелю вернули автобусные маршруты 11, 11э, 38 на прежнюю трассу до Юнгородка, но только в пиковое время, 55 продлили до клуба «Мир» (ныне снесён). В феврале от станции «Победа» в пос. Мясокомбината начало работать маршрутное такси №12.
Для того чтобы успеть запустить в эксплуатацию первую очередь в срок, пришлось отказаться от станции «Крылья Советов» на пересечении улицы Псковской (ныне Земеца) и Костромского переулка и построить временную наземную станцию «Юнгородок» на территории депо. Этот факт так же доставил неудобства: конечная станция оказалась отдалена от основных заводов, для которых и строилось метро - заводы «Прогресс» и Авиационный. Последний оказался в самом отдалении. Чтобы сгладить этот недостаток в утверждённом Горисполкомом 21 апреля 1988 года списке автобусных маршрутов на 1988 год в Куйбышевском ПАТП-5 появился пиковый маршрут №36 ст. м. «Юнгородок» - Авиационный завод. На линии работало два автобуса с интервалом 4 минуты. В последующие годы он уже нигде не встречался.
Строительство станции метро "Победа"
К укороченному 60 автобусу у станции метро «Победа» в 1989 году прибавились ещё два: 62 и 64. Оба они отправлялись от автостанции «Аврора». 62 следовал по улицам Авроры, Промышленности, Гагарина и ХХII Партсъезда, а 64 ехал в объезд через Заводское шоссе от улицы Авроры до ХХII Партсъезда. Но уже через год общественный транспорт подкосил начинающийся кризис. В 1990 году город получил всего 38 автобусов, а списано было 180. Это вызвало перебои не только на второстепенных маршрутах, но и на основных.
Схема движения общественного транспорта в районе ст. м. "Победа"
В декабре 1993 года начала свою работу станция метро «Гагаринская». Для связи с центром города 16 марта 1994 был организован дополнительный автобусный маршрут №57 от а/ст «Аврора» до Самарской площади. А на Безымянке в том же году были пущены маршруты 41к из 15 мкр-на и 34к от завода «Металлург» до станции метро «Безымянка», причём сделано это было в ущерб 34 и 41 маршрутам, сократив там количество автобусов до 4 на маршрут! Затем всё же увеличили до 8 автобусов.
В целом, в 2000-х и 2010-х годах никаких маршрутов с ориентацией на метро открыто не было. Но в этот период город наводнили тысячи маршруток, которые пользовались популярностью явно больше, чем метро и в целом другие виды транспорта.
Не долгим оказалось существование и нынешних М-Шаттлов. С 1 апреля в связи с неспокойной эпидемиологической обстановкой и малого пассажиропотока работа этих маршрутов временно приостановится.
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.
Материал подготовлен по материалам ЦГАСО и газет "Автотранспортник", "Волжская заря", "Волжская коммуна".