Век назад река Волга была главной транспортной артерией. Добраться, например, из Самары в Ставрополь было в навигацию куда проще по воде. Но были попытки связать два города и по земле. В декабре 1937 года осуществились первые рейсы автобуса между Куйбышевом и Ставрополем, но работа была не продолжительной. Возобновилась она ровно через год и за последний месяц 1938 года на линии перевезено 493 пассажира. А районные автобусы тогда вмещали 12-13 пассажиров. Следующие упоминания о работе маршрута относятся к 1950 году, в годовом отчёте автоколонны №41 он обозначен, как сезонный и летом не работает.
Заметка в газете "Волжская Коммуна" от 2 декабря 1938 года
о возобновлении маршрута Куйбышев-Ставрополь Новую жизнь в работу маршрута вдохнуло строительство Куйбышевской ГЭС. Была необходима оперативная связь областного центра с районом стройки. Для этого по приказу 2-го Главного управления республиканских автохозяйств в III квартале 1951 года на маршруте должны быть задействованы 10 автобусов ГАЗ-71 Тосненского завода, а до их поступления в автохозяйство, временно использовать 2-3 автобуса ЗИС-5-8.
Автобус ГАЗ-71 в Ставрополе, ок. 1952 года (источник:
сайт "Автобусный транспорт") Но на практике вышло иначе - для работы было достаточно 2 автобусов, а в выходные дни 3-4. Кроме того работал десяток легковых такси ГАЗ-М20 «Победа». Маршрут начал работу с 6 ноября 1951 года. Из Куйбышева автобусы отправлялись в 8 и 12 часов, а из Ставрополя в 7 и 16 часов. В 1951 году автобусы успели перевезти 5832 пассажира. Использование автобусов ГАЗ-71 предполагалось до завершения строительства шоссе между городами. Не исключено, что в те годы из Ставрополя в Куйбышев могли ходить также автобусы Куйбышевгидростроя. По крайней мере, на это указывает книга «Пассажирский транспорт Тольятти. Дела и люди».
В феврале 1953 года в Ставрополе организовано автохозяйство, которое стало обслуживать маршрут в Куйбышев. Впоследствии он получил номер 2 в нумерации маршрутов Ставрополя. В 1965 году маршрут получил номер 102 и собственное имя «Жигули», позже в 1970х - 302. Маршрутная сеть расширялась, и в 1980х он стал 602. Появился маршрут и в новую часть города Тольятти - 652.
С годами улучшался и комфорт пассажиров. Архаичные ГАЗ-71 сменялись на ЗИС-155 и ЗИЛ-158, позже маршрут был укомплектован мягкими автобусами
ЗИЛ-127, Икарусами-55, в 1970-1990х уже работали узнаваемые многими Икарусы-250 и -255, как и положено междугороднему маршруту.
Автобус ЗИС-155 в Куйбышеве, середина 1950-х гг. (источник:
сайт "Автобусный транспорт")
Автобус ЗИЛ-158А на Комсомольской площади в Куйбышеве, сентябрь 1957 года (СОГАСПИ)
Автобус ЗИЛ-127 на Комсомольской площади в Куйбышеве, октябрь 1958 года ("Волжская коммуна" от 8 октября 1958)
Автобус Ikarus-255 в Тольятти на улице Победы возле ТПАТК, 1970-е гг. (ЦГАСО) Сегодня между Самарой и Тольятти курсируют микроавтобусы разных частных фирм.
Использованые материалы: ЦГАСО, СОГАСПИ, газета "Волжская коммуна", музей МП "ПАТ".