После довольно продолжительного перерыва привожу блог в чувства и продолжаю посты про городской транспорт Самары прошлых лет. Сегодня расскажу про довольно стильные автобусы ЗИС-16, которые были призваны в 1940-х годах улучшить обслуживания населения автобусным транспортом.
Предвоенная сеть городских автобусных маршрутов к началу 1940-х годов была уже весьма развита и связывала отдалённые районы с центром Куйбышева. Самым напряжённым направлением было
Куйбышев - Безымянка, а летом традиционно к нему прибавлялись дачные маршруты в район поляны им. Фрунзе. Эти маршруты были всегда на особом контроле со стороны горсовета. Подвижной состав был представлен автобусами ГАЗ-3 и ЗИС-8. А в январе 1940 года гараж Куйбышевской конторы областного автоуправления (в ходу было название «Автотранс») поступили пять новых автобусов ЗИС-16. Новая модель имела современный обтекаемый кузов, а салон вмещал 34 пассажира. В целом, выгодно отличался он своих предшественников, которые и салон имели меньше и теснее, и внешне выглядели коробочно. По прибытию, новые машины вышли на маршрут в район строительства Гидроузла (ныне пос. Управленический) - прообраз современного маршрута №1. На протяжении 1940 года автопарк щедро пополнялся новыми ЗИСами. Летом на маршрутах их работало 10, а через год их было уже 20.
Новый автобус ЗИС-16 на улице Фрунзе. Январь 1940 года.
Дальнейшему развитию автобусной сети помешала Великая Отечественная война. Она парализовала работу автохозяйства. Транспорт простаивал без запчастей, без горючего, без резины. В конце 1941 года в Автотрансе на ходу было лишь 5 из 20 ЗИС-16 и 2 из 4 ЗИС-8, а все 15 автобусов ГАЗ-3 вовсе числились не на ходу. В те годы был разработан ряд мероприятий по перевозке рабочих на заводы Безымянки от трамвайного кольца в 4-м районе УОС (прим. р-н пл. Кирова). Для этих целей под управлением Автотранса сосредоточились автобусы всех заводов того района. Не прекращали свою работу маршруты
Куйбышев - Безымянка и Куйбышев - Красная Глинка.
Автобус ЗИС-16 на улице Льва Толстого. За ним едет автобус ГАЗ-03-30. 1947 года. (фото из архива Владимира Самарцева)
После войны городские автобусы уже были выделены в автоколонну №41. Автобусов ЗИС-16 оставалось меньше десятка. С городских маршрутов они окончательно ушли в самом начале 1950-х годов.
Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)
Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.
Подготовлено по материалам: СОГАСПИ, ЦГАСО, газеты "Волжская коммуна".