Колонка детского психолога. Выпуск №1

Jan 15, 2014 13:09


Когда я работала детским психологом, многие родители младших школьников на консультациях задавали мне один и тот же вопрос: ну вот почему я в первом классе (далее были варианты - сам готовил себе завтрак, сам делал уроки, сам следил за своим вещами, сам разбирался с конфликтами в школе, сам ходил в магазин за хлебом, сам сидел дома и никого не дергал), а вот они (мой сын, дочь, мои дети) не могут (тарелку за собой убрать, не говоря о том, чтобы яичницу сделать, уроки сами сделать, вещи грязные в ванную отнести, постель убрать, портфель собрать, физкультурную форму не забыть, дневник заполнить…).

Почему это происходит? Почему самостоятельные родители, выросшие кто в коммуналках, кто на улице, кто в музыкальной школе или в спортивной секции, не могут воспитать элементарную самостоятельность и организованность у детей младшего школьного возраста?


Одна из причин, конечно, в том, что в больших городах стало небезопасно отпускать детей одних в школу, во двор, в магазин. Но это не объясняет того, почему дети не самостоятельны в стольких вещах.

Другая причина - от детей стали требовать так много, школьная программа настолько усложнилась, что просто нереально отдать все на откуп ребенку, чтобы он справлялся сам. Он не справится, а хуже будет всем - и ему, и родителям. Тут, конечно, можно возразить, что можно отдать ребенка в школу попроще, не загружать дополнительными занятиями, не учить иностранные языки, а вместо этого научить готовить омлет. Но никто из родителей в здравом уме на такое не пойдет, правда?

Ну а третья причина - в том, что бытовые навыки самостоятельности перестали быть общественной ценностью. Окружающие люди (учителя, другие родители и вообще взрослые) одобрительно относятся к тому, что ребенок хорошо учится, ходит во многие кружки и секции, принимает участие в конкурсе чтецов и читает книги по вечерам. Но они совершенно не обращают внимания на другое: может ли ребенок сам организовать себя на подготовку уроков, а потом сам все проверить и исправить ошибки, может ли он собрать вещи в спортивную секцию, а вечером разобрать их снова (грязное - отдельно, чистое - отдельно), может ли он сам соблюдать режим дня и приготовить элементарную еду, если он голоден, а у родителей другие дела. За это не ставят отметок и не хвалят учителя. Взрослые никогда не спрашивают у детей, убирают ли они за собой посуду, а спрашивают, как они учатся и чем занимаются дополнительно, кроме школы.

Иначе говоря, результат очень важен, уроки должны быть сделаны, спортивную секцию надо посетить, школьный проект выполнить к сроку, в конкурсе принять участие, а каким образом и кто организует весь процесс - это неважно. Цель, как говорится, оправдывает средства.

Странно, что так думают люди, которые большую часть своей детской жизни провели вполне самостоятельно, правда? Действительно ли мы хотим добиться результата таким путем или просто подвержены общественному давлению? А может быть, в том, что взрослому проще сделать что-то самому, чем добиться этого от ребенка, виноваты стресс и усталость?

Как вы вырабатываете самостоятельность и ответственность у своих детей, если вообще делаете это? Считаете ли вы, что это и правда необходимо современным детям?

Задавайте Ваши вопросы и пишите свои соображения.

Директор издательства "Пешком в историю",
детский нейропсихолог Екатерина Каширская

колонка детского психолога

Previous post Next post
Up