В России принят новый закон «О занятости населения в Российской Федерации» (от 12.12.2023 № 565-ФЗ). Предыдущий закон с таким же названием действует (с изменениями, конечно) еще с советских времен (от 19.04.1991 № 1032-1).
Новый закон вступает в силу с 1 января 2024 г., но отдельные его положения будут действовать с другого времени (с 1 марта 2024 г., с 1 сентября 2024 г., с 1 января 2025 г.). Так же постепенно будут выводиться из действия правовые нормы старого закона.
Что же изменилось?
Во-первых, само понятие «занятость». В старом законе она определялась, как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход». В новом - «трудовая деятельность и иная не противоречащая законодательству Российской Федерации деятельность граждан, осуществляемая ими в целях производства товаров, выполнения работ или оказания услуг и направленная на получение дохода».
Уточнено понятие «занятые граждане» в соответствии с существующими реалиями. Например, в число занятых включены граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, предусмотренных законом «Об обороне».
Установлена категория «граждане, ищущие работу». Чтобы стать таковым, надо зарегистрироваться в службе занятости в целях поиска подходящей работы. При этом можно указать в заявлении - претендует гражданин на статус «безработного» или нет.
Определено понятие «граждане, находящиеся под риском увольнения» - «работники, в отношении которых по инициативе работодателя принято решение о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, простоя, проведении мероприятий по увольнению в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя». В старом законе такое понятие упоминалось, но не раскрывалось.
Изменилось распространение действия закона на иностранных граждан и лиц без гражданства. Если в старом законе устанавливалось, что он распространяется на иностранцев, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом или международным договором, то в новом законе такого положения нет, зато установлено, что «меры государственной поддержки в сфере занятости … предоставляются гражданам Российской Федерации». Иностранцам предоставляется только содействие в поиске подходящей работы и организация профессиональной ориентации. Однако другие правила в отношении иностранцев могут быть установлены международным договором, заключенным Россией, например Договором об ЕАЭС.
Расширены задачи Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Изменены положения о «подходящей работе». В старом законе подходящей считалась «такая работа, …, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места». В новом законе установлено, что «подходящая работа определяется службой занятости индивидуально для граждан...», а также, что для ее определения используются следующие критерии: образование, профессия, специальность, квалификация, опыт работы, форма занятости, местонахождение рабочего места, размер заработной платы, обстоятельства жизненной ситуации гражданина. Исключены критерии, согласно которым работа не может считаться подходящей (связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда (собственно, таких работ и не должно быть), предлагаемый заработок ниже среднего заработка по последнему месту работы.
Изменились требования к квотам для приема на работу инвалидов. Раньше для работодателей с численностью работников свыше 100 чел. она составляла от 2 до 4 %, а для работодателе с 35-100 работниками - не более 3 %. Теперь для всех с более чем 35 работниками - от 2 до 4 %. Конкретные цифры устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Максимальные и минимальные размеры пособия по безработице, которые раньше были установлены постановлением Правительства, теперь закреплены в законе (максимальный - 12792 руб. в первые три месяца и 5000 руб. в следующие три месяца, минимальный - 1500 руб.). Индексироваться размеры будут один раз в год с 1 февраля решением Правительства РФ.
Из закона исключены положения о трудоустройстве граждан России за пределами территории Российской Федерации, об осуществлении деятельности по предоставлению труда своих работников другим работодателям, о добровольном страховании на случай потери работы.
Добавлены положения об обязанности работодателя информировать государственную службу занятости о действиях и событиях, влияющих на положение на рынке труда (решение о ликвидации организации, сокращении штата, введении режима неполного рабочего дня, о простое, о временном переводе работников на дистанционную работу по инициативе работодателя, о банкротстве работодателя, о свободных рабочих местах, в том числе о потребности в их замещении, о выполнении квоты по приему инвалидов). Информирование осуществляется путем размещения информации на единой цифровой платформе «Работа в России».
Установлено, что органы госвласти в области занятости населения (Минтруда России и соответствующие региональные органы) будут участвовать в установлении и распределении контрольных цифр приема на обучение за счет соответствующих бюджетов.
На Роструд (государственная инспекция труда) возлагается обязанность по проведению мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность с размещением сводной информации в общем доступе в Интернете и учетом этой информации при определении объема контрольных цифр приема на обучение.
Предусмотрено проведение мониторинга рынка труда и разработка баланса трудовых ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровне.
Отдельная глава посвящена противодействию нелегальной занятости. Под ней понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений. Работа предусмотрена на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В субъектах Российской Федерации создаются межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости. Налоговая служба обязана будет передавать межведомственным комиссиям и в Роструд сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, по определенному перечню. Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312120034