Очень хочется хорошего будущего. Открытое письмо Елены Борисовны Переслегиной

Nov 09, 2010 22:35

Санкт-Петербург27 октября 2010 г. 
Первое письмо Первому лицу
 Как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома...(И.С. Тургенев) 
К кому еще обратиться атеисту?
Господь уже спас нас.
Теперь осталось жить не только по его образу, но по подобию.
Творить свою страну, свою цивилизацию?
Или не так, господин Президент?
Ощущение опасности преследует меня. Опасности не только для собственной системы ценностей, но и для всей моей Родины.
Рискую повториться, но уход содержания, выхолащивание смыслов, игнорирование деятельности и ложь в коммуникации - вот портрет нашего времени и его героев.
Все же, считаю своим долгом сообщить некоторые результаты проделанной нами работы в рамках программы "превращения населения в кадры".
Обращаюсь с открытым письмом, имея целью познакомить как можно большее число людей с нашей позицией, так как вижу серьезную опасность для государства российского, российской науки и атомной отрасли, в частности, в сложившийся управленческой ситуации с инновациями - с одной стороны, и с онтологией (идеологией) российских корпораций - с другой.

Сожалеем, что в процессе работы в г. Димитровграде в научно исследовательском институте ядерных реакторов (НИИАР), по приглашению директора института для проведения стратегических сессий, стали мишенью нападок со стороны ПРОАТОМА, а косвенно - руководства РОСАТОМА, несмотря на то, что фактически делали работу по восстановлению рамки мышления за тех и за других.
Все стратегические сессии были посвящены развитию коллектива, знаниевым фокусам, проблематизации физических принципов, инновационному развитию. Все материалы есть. Все отчеты существуют. Все затраты подсчитаны и открыты для сомневающихся. После пиар-акции ПРОАТОМА и последующих метаний по закрытию дискуссии - ощущение жуткое. Такое впечатление, что каждый в аппарате может написать на тебя донос, и он станет основанием для "мнения" и "выводов".
Страшно жить и действовать по совести, и на демократию совсем непохоже. И делать ничего не хочется. Такое ощущение, что душат со всех сторон, что куда не сунешься - везде ты со своими идеалами мешаешь. Чему? Может быть, продаже страны с молотка? Отвратительное ощущение. Дай Бог, чтоб ошибочное.
Очень хочется хорошего будущего. Активного, сильного, креативного. Совсем не хочется отката в раннюю индустриальность, в экономию на всем, в феодальные интриги, в воровство и попрание свобод. Есть крамольные мысли про бунт, безмолвный и беспощадный. Читаю в интернете в обычном обсуждении: "французы уже на улицу вышли, а мы что ж медлим...". Типа того... Из истории знаю, что "выходы на улицу" обычно заканчиваются плохо для обеих сторон. Это тоже беспокоит.
До начала проведения стратегических сессий наша команда силами компании "Энциклопедия" выполнила исследовательскую работу по форсайту мировой энергетики до 2075 года. Наши выводы счастливо совпали с независимым от нас исследованием группы П. Н. Алексеева из Курчатовского института. На основании проделанной работы мы были приглашены на ведение сессий выходного дня и проведение в августе 2010 года Русской Онтологической Школы, имеющий целью акцептовать начало научного инженерного атомного прорыва снизу, инициативой института, его инженеров и ученых. Подтверждение тому, что такой прорыв предполагается мировыми ядерными элитами ведущих стран не заставил себя ждать. Америка резко развернула свои интересы в области быстрых реакторов, Индия строит свой замкнутый цикл, особенно не спрашивая разрешений у ДНЯО и в МАГАТЭ. Интерес к технологии быстрых реакторов растет, и пока только в России есть такие реакторы. Как пишут наши конкуренты: "они сделаны по устаревшей технологии"... которой в мире еще нет.
У ядерной России, так ощущается на территории института НИИАР, еще остались возможности, благодаря накопленному потенциалу, занять на этом миллиардном рынке важное, а, возможно, и первое место. Мы считаем необходимым озвучивать эти сценарии, знакомить атомщиков с последними достижениями международных форсайтных исследований, вести с ними проектную работу по созданию штабов быстрого реагирования для работы в рамках ФЦП НТП.
В ответ на нашу деятельность на благо отрасли мы получаем черный пиар, с которым даже непонятно в какой суд идти, больно уж несусветные доходы и приобретения нам приписали, в общем, оказывается, мы ограбили НИИАР - раз, и занимаемся ерундой - два.
Наверное, это связано с тем, что мы возмущены позорной акцией пиар-отдела Росатома или каких-то других его подразделений "Дети против воровства" с огромными плакатами на мелованной бумаге большого формата, должными быть размещенными по всем подразделениям всех институтов отрасли. Думается, что если мы, как страна, вернемся к Павликам Морозовым и их насаждению "сверху", то неизбежен бунт против власти той части людей, которые продолжают считать себя людьми. Это - предчувствие.
Начиная свою работу, мы столкнулись с ощущением глубокого неуважения менеджеров корпорации к инженерам и ученым института. Было такое впечатление, что соль ядерной науки: ученые и инженеры, новаторы, изобретатели, "делатели и созидатели" просто не нужны "Росатому".
В кулуарах различных конференций мы уже слышали речи о том, что "этим инженерам вообще не нужно платить или платить самый минимум", а как, не дай Бог, сделают что-то - "сразу отгонять от процесса продаж". Так последнее поколение гениальных атомщиков, а им от 55-ти лет и выше, может быстро кончится. Люди не могут наблюдать, когда непонимающие топчут дело их жизни, и нет альтернативы.
На конференциях мы обратили внимание, что инженеры и ученые видят грубые ошибки выступающих от корпорации менеджеров в предмете. Неприятное впечатление производят эксперты, рассуждающие об атомной энергетике без понимания ее базовых процессов только на основании представлений о рынках и продажах. Кстати, представлений весьма неполных и, отчасти, уже ошибочных - потому что после кризиса 2008 - 2010 гг. мир продаж изменился, чего эти эксперты не заметили. Похоже, одной только административной позиции сегодня для научных аудиторий мало.
Доработка и переработка ФЦП НТП после ее принятия, на наш взгляд, смотрится снизу из института, как саботаж и слив достижений страны, рождает неприятную конспирологию, что вредит отрасли в целом. Отсюда идут разговоры о том, что корпорации не нужен результат, не нужны реакторы, а нужны удобные механизмы использования денег от ФЦП.
Есть также ощущение, что конкуренция между научными ядерными институтами разжигается искусственно: физикам и инженерам нечего делить. Делят деньги руководители и топ-менеджеры. Стравливание - плохой симптом.
Изучая деятельность Корпорации по составлению этических кодексов, разработке единых стратегий, сбора молодежи на различные конференции, мы старались встроить свою работу в пробелы этой деятельности. В обстановке недоверия, недоплаты и стравливания, с нашей точки зрения, нельзя формально объявить какие-то этические законы: они не будут работать, как всякое "добро над головой". В рамках нашей деятельности мы хотим сопровождать реформы, вызванные работами по ФЦП НТП, а не отчитываться о проведенных мероприятиях. Этим, мы, возможно, и раздражаем наших оппонентов, так как опираемся на очевидную триаду действий: думай, делай, доверяй. И видим в этом основу коллективного движения вперед.
Сегодня, изнутри института, нам видны две беды у корпорации РОСАТОМ: решения наверху не принимаются, принятые же решения исправляются в пользу не делания и бесконечных согласований. В силу этого - любая инициативы снизу, в том числе и наша - наказуема. Когда-то в кулуарах корпорации ТВЭЛ была высказана мысль "я ничего не буду решать, ничего не буду делать, и мне на пять лет денег хватит". Тогда мы думали, что это только субъективное мнение...
Стагнация может погубить не только институт, но отрасль. Руководитель не имеет морального права сказать: вот, вы выслушали друг друга: а решения я не должен принимать. Старые методы, даже те, которые 20 лет назад были инновационными (ОДИ) не помогают сегодня, потому что у людей нет того "во имя чего убиваться на этой ОДИ". Разница с Советским Союзом - колоссальна. При этом "бывшие" раздирают раны и никуда не идут, а "настоящие" живут прибылью мимо пользы. Люди прямо говорят, нам романтикам: Выгодно пилить, разорить и продать! Ремонт, модернизация, реформы - тем паче, - стратегии и инновации, получается, не выгодны никому.
Нам приходится признать, что система "стяжек и противовесов", попытки построить "согласованное элитами будущее" приводят к удручающим последствиям: кризисы будут происходить все время, "дикие карты" в виде случайных событий и катастроф открываться все чаще.
Мы говорим себе и людям, что отсидеться не удастся. Мы подходим ко времени быстрых осцилляций, и если мы не умеем по ним скользить - крах неминуем. Трудно договориться о "согласованном будущем" на краю пропасти. Особенно же - с тем, кто пытается тебя в эту пропасть столкнуть.
Задача, которую мы перед собой ставили: организовать в отрасли, в одном из самых продвинутых инженерных ее институтов - НИИАРе, кадровый резерв для "атомного прорыва" в РФ, тиражировать эти новые штабные структуры и обеспечить реализацию всего того, что запланировано в ФЦП НТП.
На каком, скажите, основании отрасль в лице ее пиар-отдела марает нас и дирекцию института в глазах общественности, когда образовательная и тренинговая деятельность составляет минимальную долю от того, что Росатом тратит на формальные галочки проведенных мероприятий "про то же", но без содержания? Почему инициатива снизу, задокументированная и согласованная с руководством РОСАТОМА, вдруг оказывается "ерундой" и начинает вредить администрации института? Виноваты ли мы в том, что начали модернизацию и ремонт? Не инновацию пока? А Ремонт...
Может быть пиар- и прочим информотделам следует задуматься над тем, как бороться за людей в отрасли, а не как отвращать их в ней работать? Может, стоит сценировать будущее, проектировать конференции нового типа, обмениваться креативом в знаниевых машинках, слушать оставшихся компетентных инженеров о том, как делать, или настоящих философов о том, куда жить? У ПРОАТОМА получается: виноград зелен, то есть - сами не умеем и другим не дадим. Будем "гадить в комментах", а потом закроем тему - вот, похоже, их позиция.
На сегодняшний день мы готовы на любом уровне демонстрировать креативный генератор "знаниевый реактор" трех типов: "ромашка", "револьверный", "штабная машинка". На сегодняшний день мы ни разу не ошиблись в прогнозировании, когда как наши оппоненты из РОСАТОМА по-прежнему прячут голову под крыло, не замечая нарастания темпов строительства в Индии и перемен политики в США по поводу замкнутых ядерных топливных циклов и реакторов на быстрых нейтронов. Кто возьмет ответственность за то, что прогнозы сбудутся, и страна останемся без рынка, имея сегодня основания завоевать его целиком? Кто ответит за то, что когда можно было успеть провести реформы, с ними решили вести борьбу?
Есть точка зрения, что люди, не участвующие в принимаемых решениях, сегодня не могут понять оснований для их принятия. Так происходит полное отчуждения инженерии от управления, а далее - коллапс познания и развал производства.
Кому это выгодно? Доколе, имея ресурсы и людей желающих осуществлять прорыв, трусить перед консерваторами и накопителями денег, теряя отрасль? "Стяжки" скоро лопнут. Неужели Управление спит и видит страну в руинах бессмысленного бунта "а-а-а, чем хуже, тем лучше"? А он произойдет, элитам только кажется, что народ безмолвствует. Элиты утешают пиарщики, которые бояться и не умеют разговаривать с людьми. Не умея анализировать большие системные процессы в обществе, управленцы, похоже, потеряли нюх и не чуют, где нужно полностью поменять позицию или, хотя бы, "прибраться в доме". Инженерия возродится, если из деятельности выкинуть лишние звенья, согласования и бумажные решения, экспертные совещания длиною в полугодие и начать работать, наконец, а не путаться в тенетах европейского права или американских идеалах продаж.
Конформизм, безволие и трусость захватывает англосаксонский мир. Следствием такого треугольника в Европе становится торможение всякого развития, а в России он приводит, как правило, к очередному переделу страны. При этом каждый грамотный человек, имеющий честь, понимает, что идет война подходов, а не институтов между собой или инженеров с топ-менеджерами. Война идет в онтологическом пространстве: или мы останемся Верхней Вольтой с несколькими дорабатывающими свой срок быстрыми реакторами или станем великой державой с онтологией "свободная энергия - Белая земля" - с изобилием электроэнергии, замкнутыми циклами, амбициозными программами развития социального капитала, новым качеством жизни, мысли и деятельности.

С уважением,

Переслегина Елена, психолог, советник директора ГНЦ НИИАР

Читать на сайте оригинала


Россия, наука, кризис

Previous post Next post
Up