ехал и читал о Пушкине

Nov 13, 2007 16:33

Сегодня ехал в метро домой и читал. Привожу маленький кусочек.
"...На деле нормальный ребенок не "зол", хоть подчас и творит злое дело (отнюдь не "злодейство"!). Он не "зол", не "бессмысленен" - он просто свободен.
Он свободен, а вокруг гармонично устроенный мир. И он любит эту гармонию, ее правила и красоту, и с детской беспечностью ее нарушает. Свобода его беспередельная, составляющая покамест все его естество, одержимО ищет закон и порядок себе в этом мире, жаждет к нему приобщиться и поэтому беспрестанно дразнит реальность, дерзает разведывать боем, берет за рога, то и дело хватая запретный плод, пробуя на излом и на вкус, испытуя гармонию, испытуя свою свободу, себя самого, - так дети балуются, так ломают игрушки, так травят животных..., так изощряются в "праздных забавах", так в "детской резвости", колеблют треножник Творения.
И тут не "жестокость",; эта свобода в обращении с миром, эта детская фамильярность "забав" с ним есть жажда свободно познать предел, очертить свободе границы, найти их в самом себе, приобщившись тем самым к гармонии. "Что будет если..." - вот лозунг ребенка. И он снова и снова делает то же и то же, нарушает те же запреты, презирая рецепты, готовые опыты взрослых; идут однородные эксперименты, идет повтор ситуаций, атака законов реальности в лоб: а вдруг в этот раз они дрогнут и будет иной результат чем был раньше?
А реальность каждый раз отвечает: если сделаешь ты вот так - будет то-то и то-то...
Стало быть, как огромна наша свобода: на нее созвучно откликается мир! (Ведь свободе без отклика, без результата - цена копейка.) Только тот, кому на ухо медведь наступил, кто не чувствует рифмы поступка, не слышит гармонии, не понимает, не ценит свободы, может пренебрегать созвучием дела и отклика и пытается "зло" рифмовать с "добром".
Это чует ребенок и дерзко ищет подтверждения в опыте.
...
Говорят ребенок поэт. Это верно. Ведь поэт - как ребенок - есть тожн свобода; и высшее счастье поэта - обрести для своей свободы предел: в рифме, ритме, строфе, строке; самому ограничить свободу гармонией слов и созвучий.И тем самым ее воплотить и осуществить сполна; лишь тогда на нее откликнется мир.
Ибо слаще свободы - воля свободно себя ограничить гармонией, оставаясь собой, - Огромнее, выше такой свободы, лучше такой "игры" на свете нет ничего. В конечном счете это и есть хорошо.
Это знает ребенок - интуитивно, врожденным чутьем гармонии. Утром жизни, на свежую юную голову причащаясь истине мира, он уже в силах что-то главное угадывать и постигать.
Счастлив тот, ктов себе сохранил, не испортил, сберег это знание , эти догадки. Трижды счастлив тот, кто это наследие детства приумножил: Из таких иногда получаются гении."
...
(Из книги В. Непомнящего "Пушкин".стр. 95-96)
Каково сказано

чтение, Пушкин

Next post
Up