о. Максим, спасибо за Ваш не только здравый (здоровый) взгляд, но и мужественный уход от комфортного осуждения советского периода. Это крайне важно сегодня - присвоить молодёжи ВСЮ нашу русскую историю, без изъятий!!!
Разве признание части истории народа таковой и осуждение этих страниц истории - вещи противоречивые? Можно же сказать: да, мой народ сделал преступный выбор, за что справедливо поплатился.
молитесь больше, гордец жестковыйный! Вы имеете силы и право судить о выборе ЦЕЛОГО народа???? Где таких умников штампуют? быстрее начинайте молиться, может, Господь Вам простит...
Все мы от Бога отходим в своих греховных выборах. Каждый день. А когда эти выборы носят характер закостенелый и охватывает целый народ, то это сразу видно. И Бог за это наказывает-вразумляет. Посмотрите, например, историю Ветхозаветного Израиля. Когда часть народа все же оставалась верной Богу, то Бог через Своих пророков говорил все же, что согрешил НАРОД. Вот я о чем. Когда делается внутри народа бойня, как в Гражданскую войну, когда почти на целый век устанавливается откровенно безбожный режим, когда большая часть народа не является народом Бога - явно, дело в преступном выборе НАРОДА.
Поймите, Вы делаете суждения, которые не по чину и не по позиции ВАм, человеку. Вы якобы видите (ясно-ясно, конечно) "преступный выбор", а не Ваша это епархия, явно бесы Вас водят (не туда)... Окститесь
Когда русские люди уходили убивать своих собратьев в Гражданскую войну - не преступный выбор (именно в масштабе целого народа)? Когда русские люди занимались (и сейчас занимаются) защитой культа Сталина - не преступный выбор? Когда Царя предала властная верхушка - не преступный выбор? Зачем изображать незнающих? Что мы - заповеди не знаем Божьи?
Это трагедия. Историю невозможно раскрасить черно-белыми красками. Я не крашу ее в белый цвет, но не хочу (не имею права) красить и в черный. А обвинять - это несложно. Попробуйте подумать, например, над выбором командира любого ранга, посылающего людей на смерть; над выбором великого князя Ивана III, который должен был выбрать между сыном и внуком - кому жить, а кому умереть... И, если Вы хорошо знаете историю ХХ века, вы поймете, что жизнь и выбор и отдельного человека и целого народа - это трагедия в самом высоком смысле этого слова. Перед ней можно застыть в благоговейном ужасе, но ни в коем случае не осуждать.
Согласен, страшная трагедия: когда приходится делать выбор между большим и меньшим грехом. Или между двумя большими грехами. А других путей не видится (не факт, что их нет). Это страшно пережить. Но почему не осуждать? Ведь в яму трагедий XX века Россия не вдруг скатилась. Были конкретные процессы - брожения умов, болячки, носящиеся в умах людей, - в которых участвовали огромные слои народа. Почему нельзя сказать, что тем-то и тем-то наш народ болел, а вот трагедия - пагубное последствие тяжкого заболевания?
Отец Максим, на какую аналогию вы указываете? Грех Хама, насколько понимаю, состоял в том, что он начал разглашать грех своего отца. Но о грехе же наших предков все знают. Факт мировой истории - какое тут разглашение? А многие наши соплеменники злые поступки наших дедов и за грехи не считают (зная о существовании оных). Вот здесь проблема.
Reply
Можно же сказать: да, мой народ сделал преступный выбор, за что справедливо поплатился.
Reply
быстрее начинайте молиться, может, Господь Вам простит...
Reply
Посмотрите, например, историю Ветхозаветного Израиля. Когда часть народа все же оставалась верной Богу, то Бог через Своих пророков говорил все же, что согрешил НАРОД. Вот я о чем.
Когда делается внутри народа бойня, как в Гражданскую войну, когда почти на целый век устанавливается откровенно безбожный режим, когда большая часть народа не является народом Бога - явно, дело в преступном выборе НАРОДА.
Reply
Reply
Зачем изображать незнающих? Что мы - заповеди не знаем Божьи?
Reply
Reply
Но почему не осуждать? Ведь в яму трагедий XX века Россия не вдруг скатилась. Были конкретные процессы - брожения умов, болячки, носящиеся в умах людей, - в которых участвовали огромные слои народа.
Почему нельзя сказать, что тем-то и тем-то наш народ болел, а вот трагедия - пагубное последствие тяжкого заболевания?
Reply
Reply
Reply
Reply
Грех Хама, насколько понимаю, состоял в том, что он начал разглашать грех своего отца. Но о грехе же наших предков все знают. Факт мировой истории - какое тут разглашение? А многие наши соплеменники злые поступки наших дедов и за грехи не считают (зная о существовании оных). Вот здесь проблема.
Reply
Leave a comment