Sep 05, 2010 00:01
Сегодня. В "Перекрёстке" на "Тимирязевской". В очереди передо мной супружеская пара, муж и жена - симпатичные темнокожие люди. С полной тележкой товаров. Женщина-кассир попросила у них три рубля, мелочи не было, и я, не задумываясь, предложил свою - в счёт следующей покупки. Потом произошло что-то невообразимое.
Кассир нехотя взяла у меня деньги и сказала: "Нашёл кому помогать". Мужчина переспросил: "Что? Что вы имеете в виду?" Та повторила, глядя прямо на меня: "Нашёл кому помогать". Я сказал, что никому не помогаю, через секунду она возьмёт с меня на три рубля меньше - и только. И тут до меня дошло, что значат её слова. Она удивилась, что свой, русский, проявляет вежливость по отношению к кавказцу.
Мужчина возмутился. Та: "Ты мне не тыкай! Иди, жалуйся..." Он пошёл к заведующей. Базарная ссора. Я, испытывая омерзение, пробил свой кефир и ушёл.
На работе как-то на время забылось, а теперь не даёт покоя снова. Да, ещё сегодня - именно сегодня - из поезда метро выходили люди, и один из толпы сказал другому, кивнув на кого-то в глубине вагона: "Смотри, хачапури. Вперёд других лезет". Я понял, что не имел права молчать там, в магазине. И не должен был после всего произошедшего что-то там покупать.
Это страшнее, чем погром: "нашёл кому помогать". Именно потому, что сказано без особой злости.
Пытаюсь оправдаться тем, что она - бедная, пожилая, ничего не добившаяся в жизни женщина. От неё ли защищать взрослого сильного мужчину? И всё-таки нельзя было молчать.
И тому гопнику, который ночью во дворе спьяну принял меня за узбека и хотел избить - а потом очень удивился, узнав соотечественника. Я должен был крикнуть: я не твой соотечественник, не твой, бей, сука, не смотри на то, что у меня светлая кожа.
text,
diary