Семейный альбом в интерьереhelgvarJanuary 2 2014, 10:23:28 UTC
Рецензия на пять книг серии «Ник Перумов. Миры». Промежуточные итоги
Люди очень любят истории и рассказы. Причем истории любят - про людей… а других, собственно, они и не умеют рассказывать, и даже слушать, если вдуматься, - не очень умеют тоже. Человеку редко под силу интересоваться кем-то в той же степени, что и собой, и если у него это получается, - так в первую очередь в силу сродственности предмета любопытства самому интересующемуся. Во всяком рассказе - даже если это эпос из жизни муравьев, мышей и лягушек, - человеку свойственно искать и находить параллели к собственной жизни, намеки на человеческое общество и его загадочную извилистую историю. Вот почему вся литература рассказывает нам во многом о нас самих, хороших и недопонятых, либо же о наших ближних, разных и зачастую немыслимо чуждых. Вся литература - некий аналог семейного альбома, где нашлось место и эксцентричному дядюшке, и жадному зловреду-прадедушке, и хорошим нам тоже.
Но это была присказка. Прошло некоторое время, и закрома отечественной фэнтези пополнились еще пятью книгами серии «Ник Перумов. Миры». После первых впечатлений, после первого знакомства было весьма интересно узнать, какое развитие получили - и получили ли - истории знакомых нам героев и уже обжитых, привычных миров. Снова - пять книг, снова - пять совершенно различных ракурсов, снова - невероятное преломление, казалось бы, хорошо изученных Аррета и Альтерры, снова приятное удивление и влекущая читать дальше и дальше интрига. Хуже не стало: было все так же странно. Как известно, фэнтези есть один из уютных жанров. Уходя в фэнтези знакомого разряда (будь то эпическое либо же героическое фэнтези, мифологическое или авантюрное), читатель до некоторой степени даже предвкушает знакомые приемы, знакомые реалии… даже знакомые, в некотором роде, лица (мне не поверят, но я не об Орлангуре и не об Одине!). Фэнтези - есть подобие тартанового пледа с клановым узором, в который так уютно кутаться; в него - в фэнтези - ведь зачастую именно прячешься, заворачиваешься, словно в теплый кокон постели, в привычный вид текста. С этой точки зрения нет более далекого от понятия «чистое фэнтези» явления, чем серия, о новых книгах из которой пойдет речь. Да, похожа на чистое фэнтези «Перворожденная», да, автор великолепно прорисовывает, визуализирует и воплощает магию, в частности, магию Ночи, да, речь идет об эпической войне Добра со Злом… но за этой войной стоит, не отводя строгого, укоризненного взгляда, подлинное Прошлое и Великая, Мировая Война, в которой одних хороших и честных людей, прилежных и старательных воинов, желающих всего-то сохранить в целости и благополучии собственные дома и семьи, вели в бой во имя почти легендарных целей и против таких же, в общем-то, героических и бесстрашных бойцов, за спинами которых тоже были свои отечества и свои родные, свои нивы и свои селения. И тем более отличает книгу от прочих канонический «романс», история о любви разительно неравных существ - эльфийки и темного мага. Да, похожа на фэнтези «Терракотовые сестры» - но гораздо больше, чем извилистые пути победы над магическим злом, автора интересует путь просветления и обретения внутренней силы, дорога к постижению собственной задачи и роли в мироздании, по которой идут Мириам и ее внучки. А уж центральным в книге и вовсе оказывается не какой-либо жанровый сюжет, но история поиска и обретения семьи молодыми и упорными девушками, сестрами, носительницами волшебной крови, между которыми случается многое - вплоть до размолвки из-за мужчин, - но которые находят все же общий язык и помогают друг дружке, как и положено семье. Но остальные…
Re: Семейный альбом в интерьереhelgvarJanuary 2 2014, 10:23:55 UTC
Вот «Звезда творения» - современная проза, нечто, крайне близкое к мейнстриму и городскому фэнтези, но крайне ярко работающее с психологией героев и бытописанием почти реального современного городка. Вот «Два сердца Дио» - страшная история на грани постапокалипсиса и хоррора, дивная черная сказка, изумительная и жуткая правда. История, оставляющая глубокое и сильное впечатление, но нисколько не близкая классическим образцам жанра фэнтези. Вот и «Халт», наконец, - история, происходящая в магическом мире, история про избранного, история про артефакт… история, из которой за версту протягиваются сумрачные тени сатиры на нынешние «миролюбивые» революции и перевороты и романтического повествования о временах Октябрьской и Гражданской. Они все различны, непохожи, обладают индивидуальностью. Они все - хорошие книги. Среди прочих интересных вещей было крайне любопытно познакомиться с новыми вариантами Хаоса и Равновесия, как они поданы авторами. Увидеть хорошо организованные подпольные организации Равновесия в «Два сердца Дио» и «Звезде творения», увидеть общину обороняющуюся от целого мира, будто в истории про Терминатора, в Масаде из «Терракотовых сестер», увидеть бездеятельный, но исключительно благожелательный и благодушный конклав в «Перворожденной» и почти аналогичный, разве что еще более возмутительно бездействующий - в «Халте». Не менее разнообразен и Хаос - от правящего вероисповедания в Антракасе («Халт») до внешне безобидной смеси клуба по интересам и секты на Терре и грозной властной силы на Аррете («Звезда творения»), от хаотической, едва не хтонической арретской орды, инфернального альтерранского зла - и, заметим, вполне цэрэушных терранских агентов («Терракотовые сестры») и до жуткой, масштабной, вполне в муркоковском духе армии вторжения («Перворожденная»)… Есть, разумеется, и минусы, - куда ж без них? Вот обложки, например. Дин Винчестер на обложке Халта, страшненькая тетя на обложке «Два сердца Дио», ну, и эльфийка на обложке «Перворожденной» тоже вызывает серьезные сомнения в своей прекрасности… однако, если отбросить все законные (читатель всегда… всегда) «Н-нэ так всо это была, нэ так!», то в сухом остатке имеем обложки, в значительной степени соответствующие тексту, изображающие некие существенные и важные вещи. Зачастую вызывают вопросы развальчатые фабулы и некоторая склонность авторов подыграть себе: городскую стражу сделать гоблинами, подсадить в текст Орлангура (похоже, это родимое пятно, сменившее Дикую охоту Одина, а?)… но все это мелочи, потому что при всем при этом читаются книги легко, увлекательно и на одном дыхании.
Резюме: замечательное продолжение и развитие замечательной серии. В закрытые миры приходят масштабные и эпические события, но все так же находятся отважные сердца, чтобы противостать Хаосу и защитить хрупкое мироздание, даже рискуя собой. Хорошие книги, зачастую поднимающие весьма тонкие и сложные вопросы. Вот только все больше интересно, к чему же все ведет?
Re: Семейный альбом в интерьереhelgvarJanuary 2 2014, 17:13:53 UTC
Очередной неотвязный образ, сассоциировавшийся с этими книгами: толстый фотоальбом в кожаном переплете, занимающий почетное место на полке - или на отдельном столике. Пять в значительной степени сродных книг, похожих и одновременно непохожих друг на друга... как часто и бывает в семье.
Люди очень любят истории и рассказы. Причем истории любят - про людей… а других, собственно, они и не умеют рассказывать, и даже слушать, если вдуматься, - не очень умеют тоже. Человеку редко под силу интересоваться кем-то в той же степени, что и собой, и если у него это получается, - так в первую очередь в силу сродственности предмета любопытства самому интересующемуся.
Во всяком рассказе - даже если это эпос из жизни муравьев, мышей и лягушек, - человеку свойственно искать и находить параллели к собственной жизни, намеки на человеческое общество и его загадочную извилистую историю.
Вот почему вся литература рассказывает нам во многом о нас самих, хороших и недопонятых, либо же о наших ближних, разных и зачастую немыслимо чуждых. Вся литература - некий аналог семейного альбома, где нашлось место и эксцентричному дядюшке, и жадному зловреду-прадедушке, и хорошим нам тоже.
Но это была присказка.
Прошло некоторое время, и закрома отечественной фэнтези пополнились еще пятью книгами серии «Ник Перумов. Миры». После первых впечатлений, после первого знакомства было весьма интересно узнать, какое развитие получили - и получили ли - истории знакомых нам героев и уже обжитых, привычных миров.
Снова - пять книг, снова - пять совершенно различных ракурсов, снова - невероятное преломление, казалось бы, хорошо изученных Аррета и Альтерры, снова приятное удивление и влекущая читать дальше и дальше интрига.
Хуже не стало: было все так же странно.
Как известно, фэнтези есть один из уютных жанров. Уходя в фэнтези знакомого разряда (будь то эпическое либо же героическое фэнтези, мифологическое или авантюрное), читатель до некоторой степени даже предвкушает знакомые приемы, знакомые реалии… даже знакомые, в некотором роде, лица (мне не поверят, но я не об Орлангуре и не об Одине!). Фэнтези - есть подобие тартанового пледа с клановым узором, в который так уютно кутаться; в него - в фэнтези - ведь зачастую именно прячешься, заворачиваешься, словно в теплый кокон постели, в привычный вид текста.
С этой точки зрения нет более далекого от понятия «чистое фэнтези» явления, чем серия, о новых книгах из которой пойдет речь.
Да, похожа на чистое фэнтези «Перворожденная», да, автор великолепно прорисовывает, визуализирует и воплощает магию, в частности, магию Ночи, да, речь идет об эпической войне Добра со Злом… но за этой войной стоит, не отводя строгого, укоризненного взгляда, подлинное Прошлое и Великая, Мировая Война, в которой одних хороших и честных людей, прилежных и старательных воинов, желающих всего-то сохранить в целости и благополучии собственные дома и семьи, вели в бой во имя почти легендарных целей и против таких же, в общем-то, героических и бесстрашных бойцов, за спинами которых тоже были свои отечества и свои родные, свои нивы и свои селения. И тем более отличает книгу от прочих канонический «романс», история о любви разительно неравных существ - эльфийки и темного мага.
Да, похожа на фэнтези «Терракотовые сестры» - но гораздо больше, чем извилистые пути победы над магическим злом, автора интересует путь просветления и обретения внутренней силы, дорога к постижению собственной задачи и роли в мироздании, по которой идут Мириам и ее внучки. А уж центральным в книге и вовсе оказывается не какой-либо жанровый сюжет, но история поиска и обретения семьи молодыми и упорными девушками, сестрами, носительницами волшебной крови, между которыми случается многое - вплоть до размолвки из-за мужчин, - но которые находят все же общий язык и помогают друг дружке, как и положено семье.
Но остальные…
Reply
Вот «Два сердца Дио» - страшная история на грани постапокалипсиса и хоррора, дивная черная сказка, изумительная и жуткая правда. История, оставляющая глубокое и сильное впечатление, но нисколько не близкая классическим образцам жанра фэнтези.
Вот и «Халт», наконец, - история, происходящая в магическом мире, история про избранного, история про артефакт… история, из которой за версту протягиваются сумрачные тени сатиры на нынешние «миролюбивые» революции и перевороты и романтического повествования о временах Октябрьской и Гражданской.
Они все различны, непохожи, обладают индивидуальностью. Они все - хорошие книги.
Среди прочих интересных вещей было крайне любопытно познакомиться с новыми вариантами Хаоса и Равновесия, как они поданы авторами. Увидеть хорошо организованные подпольные организации Равновесия в «Два сердца Дио» и «Звезде творения», увидеть общину обороняющуюся от целого мира, будто в истории про Терминатора, в Масаде из «Терракотовых сестер», увидеть бездеятельный, но исключительно благожелательный и благодушный конклав в «Перворожденной» и почти аналогичный, разве что еще более возмутительно бездействующий - в «Халте». Не менее разнообразен и Хаос - от правящего вероисповедания в Антракасе («Халт») до внешне безобидной смеси клуба по интересам и секты на Терре и грозной властной силы на Аррете («Звезда творения»), от хаотической, едва не хтонической арретской орды, инфернального альтерранского зла - и, заметим, вполне цэрэушных терранских агентов («Терракотовые сестры») и до жуткой, масштабной, вполне в муркоковском духе армии вторжения («Перворожденная»)…
Есть, разумеется, и минусы, - куда ж без них?
Вот обложки, например. Дин Винчестер на обложке Халта, страшненькая тетя на обложке «Два сердца Дио», ну, и эльфийка на обложке «Перворожденной» тоже вызывает серьезные сомнения в своей прекрасности… однако, если отбросить все законные (читатель всегда… всегда) «Н-нэ так всо это была, нэ так!», то в сухом остатке имеем обложки, в значительной степени соответствующие тексту, изображающие некие существенные и важные вещи.
Зачастую вызывают вопросы развальчатые фабулы и некоторая склонность авторов подыграть себе: городскую стражу сделать гоблинами, подсадить в текст Орлангура (похоже, это родимое пятно, сменившее Дикую охоту Одина, а?)… но все это мелочи, потому что при всем при этом читаются книги легко, увлекательно и на одном дыхании.
Резюме: замечательное продолжение и развитие замечательной серии. В закрытые миры приходят масштабные и эпические события, но все так же находятся отважные сердца, чтобы противостать Хаосу и защитить хрупкое мироздание, даже рискуя собой. Хорошие книги, зачастую поднимающие весьма тонкие и сложные вопросы. Вот только все больше интересно, к чему же все ведет?
Ссылка на конкурс: http://helgvar.livejournal.com/22317.html
Reply
Какое хорошее название у рецензии:)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment