Leave a comment

Обычай говорить долго helgvar December 21 2013, 20:18:34 UTC
Рецензия на книгу Милы Коротич «Терракотовые сестры»

И когда-то именно на Востоке ведь родился обычай рассказывать долгие истории про приключения вперемешку со злоключениями, про печали в одном бокале с радостями, про горькое счастье и сладкие муки, - рассказывать, растягивая во времени и пространстве, рассказывать цветисто и обстоятельно, незаметно переливая один рассказ в новый, перемежая историйками помельче…
И именно на Восток устремляется новая книга серии, уводя за собою нескольких героинь сразу - героинь, которым приходится расстаться с привычным миром, в который так уютно кутаться, героинь, о которых тоже невозможно сказать вкратце.

Оговорюсь сразу: Дикой Охоты не нашлось и в этой книге, зато здесь полным-полно зачем-то самого Орлангура и с лихвой найдется пресловутого Спасителя Упорядоченного. Что они делают в небольшом заштатном мирке? Как, а главное - с какой такой целью рвутся сюда ожидаемый во множестве миров и существующий вне миров и даже вне божественных склок? А вот поди ж ты…
По жанру книга - не роман, и даже не повесть какая, нет! Все куда занятнее: перед нами пестрая смесь из семейной саги и восточных обрамленных повестей. Единой истории, сквозного, внятного сюжета на страницах так и не отыщется, однако никак невозможно сказать, будто при этом вышло неудачно или неинтересно. Словно мало этого, в книге отчетливо звучат мотивы и аллюзии теологические: автор вовсю играет со смыслами и элементами христианского и буддистского вероучений. Эклектика доминирует и властвует.
Истории Лассии-Мириам и сына, Кайно Казифи и Кали, наконец, трех дочерей Кайно - все они поочередно разворачиваются перед нами, сменяя одна другую и в совокупности образуя хронику одной не самой простой, но и не самой счастливой семьи. Не остановившись ни на ком одном, автор часто переключается с одной небольшой фабулы на другую, и с каждой следующей страницей явственнее проступает простая мысль, что обычный человек для автора важнее возможности учить полезному, доброму и правильному либо же клеймить нечто совершенно обратное.
В получившейся картине ярче всего выглядит фон, задник. Пейзажи умопомрачительны. Истории сплетаются и просачиваются сквозь пределы миров, расположившись на просторах всех трех родственных вселенных - Аррета, Альтерры и Терры. Даже опаленную пущу Хьерварда мы сможем увидеть в самом начале - пущу, в которой обитала изначально Дева Лесов Лассия; но самое главное, конечно же, произойдет на тройственной Земле.
Автор не слишком любовно относится к миру, в котором обитает Мириам-Лассия… вернее, к его нынешнему варианту, поскольку историческое прошлое прорисовано куда как заботливо и славно - что времена атлантов, что времена евангельских волхвов. Тем не менее, именно из Терры родом и из Терры уходят сквозь врата соленых вод три единокровные сестры - Мэри Лу Говард, Мэй и Маша Казакова… как за много-много лет прежде ушел из уютного материнского приюта их отец, верный слуга Хаоса. И Тибет, и соленые среднеазиатские озера - все это разворачивается перед завороженным читателем… но это косой взгляд на улетающий назад перрон.
Ярок и сложенный из обломков Аррет - мир, где из осколков минувшего упорно склеивают и складывают будущее упорные и целеустремленные жители, где в крепости Масада на берегу соленого моря отчаянно борется с жаждущими магической мощи злодеями немногочисленный, но сплоченный орден Равновесия.
Но больше всего и ярче всего раскрывается Альтерра - неизвестная нам доселе Альтерра, самый ее Восток, ее сказочная, мифическая Азия. Вместе с Машей и Мэй мы встречаем легендарных тибетских каменных монстров, попадаем в дворцы блаженства, где встречаем колесо сансары, оказываемся лицом к лицу с городом, полным голодных теней мертвых, попадаемся на пути шулмасу… несть числа мифологиям, которые оживают и оборачиваются хищной, живой правдой!

Reply

Re: Обычай говорить долго helgvar December 21 2013, 20:18:57 UTC
Чувствуется, сколь много труда было вложено в проработку декораций автором.
Персонажей в книге очень много - причем, в силу отсутствия основного сюжета, зачастую они достаточно равноправны по своему значению. Тут и хаоситка Кали, и Кайно Казифи, отчаянно жаждавший настоящей, неограниченной власти, и Мириам, с болью учившая урок о том, что есть минуты, когда и себя, и свою кровь и плоть следует жертвовать во имя общего блага, жертвовать, не задумываясь, решительно и отчаянно… зная, что решаешься на страшную боль, на свирепое отчаяние. Тут и Мэй, и Маша, м Мэри Лу - авантюрного склада молоденькие девчонки из нашего мира, волею судьбы вышибленные в неведомые края.
Не всегда автор хорошо справляется со своими героями: неубедительны слишком разительные по масштабу и темпу перемены в девушках, не слишком четко прописаны различия в речи и поведении… но вот сочувствует он им всегда.
На наших глазах молодые терранки превращаются из эгоистичных и довольно безответственных (да чего уж там - жуликоватых даже!) особ в женщин, готовых и умеющих сражаться и защищать то, что им дорого. И пусть у каждой из них свой путь: у одной - тропа хранительницы источника зловещих артефактов, у другой - дорога полумифической защитницы на белом драконе, и только у третьей - торный путь к истокам… за всех одинаково переживаешь, желая им удачи и жизни.
Семья Мириам несчастна - потому что снова и снова сходятся они в бою друг с другом, сделавшись самыми кромками клинков Хаоса и Равновесия, но семья Мириам и счастлива - потому что они находят себе великое дело и высокий долг, и даже те, кто переходит на другую сторону, все вершат поистине удивительные дела, проживая жизнь не напрасно.
Только дочитав, понимаешь, что вот так, с разбегу, и не определить, каков из уроков книги главный: ведь невозможно не оценить жертву Мириам, казнившей собственное дитя, но не получается не восторгаться и Кайно, даже из-за гроба пытающимся не допустить гибели собственных дочерей вследствие ошибки, допущенной от ярости и гнева, да и мотивы его - отчаянная любовь к циничной хаоситке Кали и стремление найти большой мир себе по плечу, а заодно обрести и подлинную магическую власть - вполне понятны и во многом близки каждому.
Однако отчетливее всего звучит мотив долга… долга полубожественной сущности перед мирозданием, за которое так и не отважилась сражаться, и только тысячи лет спустя, оставив вместо себя трех будущих хранительниц… но также и долга человека, жертвующего родным существом, лишь бы не допустить прорыва губящего все на своем пути Спасителя, и долга сильного перед слабым.
И перевернув последнюю страницу, впору задуматься: а каков - мой долг? Перед немолодыми родителями. Перед потрепанным городом. Перед страной и народом. Перед миром, наконец. Каков он - мой собственный долг? И чем я сумею, решусь пожертвовать ради него, если придется? И смогу ли?
Ведь второй шанс продолжительностью в десятки тысячелетий дается не каждому, и следует уложиться в те мгновения, что пролетают от рождения нашего до смерти: уложиться душою и сердцем, судьбою и делом.

Кратко: странная книга, полная диковинных историй и мифологических существ, напоенная духом семьи и дыханием дальних краев и чуждых миров. Неуловимо восточная книга, для которой не столь уж принципиален четкий сюжет, зато безмерно важен урок, извлекаемый из описываемого фрагмента жизни. Славная книга.

Ссылка на конкурс: http://helgvar.livejournal.com/22317.html

Reply

Re: Обычай говорить долго lady_nb December 22 2013, 08:19:11 UTC
+1

Reply

Re: Обычай говорить долго bastet76 December 22 2013, 16:53:36 UTC
+1

Reply

Re: Обычай говорить долго somesin January 7 2014, 15:28:57 UTC
+1

Reply

Re: Обычай говорить долго skazochniki January 8 2014, 12:05:35 UTC
+1

Reply


Leave a comment

Up