В любом путешествии, сколь бы длительным оно ни оказалось и через какие дали бы не пришлось пройти, самым важным, поистине ключевым, элементом является дом. Место, куда ты можешь и хочешь вернуться, место о котором вспоминаешь, ощущая уют и ностальгию, куда тянет тончайшими нитями, ведущими прямо из сердца, - это и есть величайшая ценность и великое благо. Какими бы бравыми и могучими не были герои фэнтезийных саг, но именно дом определяет завершенность их судьбы, именно домой возвращаются они из вечных поисков и бесконечных войн.
Трудно сказать, насколько темный маг Финеас Юрато считал небольшой, бережно и любовно описанный автором, городок Салику собственным домом; однако более родного места у него к моменту начала истории не нашлось, да и в бою он готов был рискнуть даже собственной жизнью, а это о многом говорит! И именно дома он и лишается. Как и подобает, наверное, темному чародею, Юрато не слишком долго и не так уж глубоко тоскует о потере, но и забыть ее или простить - он не в силах. Но дальше история разворачивается во всю - признаться, немалую, - ширь, охватывая просторы Альтерранской Европы от Галлии и до Моравии, от Италии и до Шотландии. Разворачивается мощно и даже эпично, демонстрируя яркость и блеск классической боевой фэнтези, подбитой камерной мелодией любовной истории.
Альтерра в «Перворожденной» - очень пустынна, при достаточно большом, впечатляющем географическим размахом поле действия. Мастер Юрато по нескольку раз пересекает континент из края в край, то пользуясь свитками перемещения, то таинственными путями сидов, то, в конце концов, проделывая путь верхом, в повозке и корабле, но вне рамок повествования! - и поначалу это здорово озадачивало, пока не нашлась верная, ключевая точка сборки, с которой все выглядит цельной, собранной воедино головоломкой. Но прежде всего надо рассказать о персонажах.
В центре рассказа - пять основных персонажей, об истории которых мы узнаем достаточно много и которые, к тому же, характеризуются лица необщим выраженьем. Конечно же, это не какая-нибудь драма запертой комнаты - и перед нами предстанет целая вереница образов второстепенных; и все же даже старый мэтр Лидио ди Альберто, даже пылкий сид Беленус, даже Валакар и прочие обитатели Алдеона… все они отчетливо уступают этой пятерке. Посреди разразившейся войны идут к своей цели темный маг из Моравии Финеас Юрато, эльфийка из Хьерварда Исилвен и суккуба Мара. Свою волю они противопоставляют воле могущественного брандейца Зафира и его подручного, бритоголового колдуна-воина Хессанора. Казалось бы, все они различны как нельзя более - и у всех у них есть одна общая запоминающаяся, убедительная черта. Они лишены корней. Темный маг, свободно скитающийся по миру и много лет не возвращавшийся в родные места, вольная, не привязанная ни к одному месту на земле суккуба, Перворожденная, явившаяся из другого мира, хаосит, взыскующий блеска и мощи великого Острова Брандей… и изгнанник-пария Хессанор, пытающийся заменить родину колдовскою силой и властью над чужими краями. Им некуда идти - их дом либо разрушен, либо осквернен, либо недостижим для них. Они носятся по миру - и между мирами - в поисках своей судьбы, подобно клубкам перекатиполя, носимым колючими холодными ветрами по осенней степи.
Отсюда - и безразличие автора к миру, в котором развертывается рассказ: это безразличие не столько автора, сколько персонажей, сосредоточенных на целях, людях и не людях с оборванными по живому корнями. В самом деле, так ли уж важны извивы дороги, которые приходится пересекать колючему темному клубку ветвей? Это равнодушие играет поначалу недобрую шутку, поскольку его много, слишком много для читателя, им слишком трудно не проникнуться, не пожать плечами, следуя за героями в сложных обстоятельствах и напряженных испытаниях. И только потом начинаешь замечать настойчивые нотки любви. Сумрачная, жадная, эгоистичная страсть Мары, осторожная, колеблющаяся и несмелая любовь Исилвен, молчаливое и всеохватывающее чувство Юрато… У любви в книге три голоса, и каждый из них ведет собственную партию. Не станем открывать всех перипетий сложного, взрывчатого и опасного треугольника, ограничившись коротким уверением: книга сильно выигрывает оттого, что сосредоточена как раз на типично фэнтезийных проблемах, ибо ненавязчивые штрихи эмоциональной истории героев придают бравурному сказанию о спасеньи мира большую глубину и душевность.
Однако главный образ книги - именно растение без корней, влекомое судьбой. Слишком болезненны сломы у Исилвен, преданной и лишившейся Дара, у Юрато, обжегшегося на служении откровенному Злу, и даже у Мары, лишившейся семьи, а затем натолкнувшейся на мужчину, способного игнорировать ее стенобитное обаяние. Каждый из них сосредоточен на воспоминаниях о собственной боли, о страданиях, зарубцевавшихся, но так и не исцеленных до конца. Каждый (по меньшей мере, Финеас и Исилвен) не жалеет себя, рискует отчаянно и безоглядно, выкладывается на полную, до донышка вычерпывая силы и душу, полагая, что беречь себя не для кого и незачем. Что ж, со временем любое перекатиполе находит место, где оставляет семена и приживается, прорастая в будущие годы. Так же и главные герои, пройдя огонь, воду и волшебство, находят для себя цель, находят путь, находят дом - пусть не подлинный, со стенами и соседями вокруг, но дом, связанный с другим человеком, который дорог сильнее, чем собственная шкура. А значит, рано или поздно они переступят порог, за который столько боролись и, кажется, еще будут бороться в будущем…
Итог: классическая боевая фэнтези про спасение мира и сопротивление Хаосу. Классическая история про поиски собственного места в мире и возвращение утраченного некогда Дара - и не столь важно, Дар ли это слышать и исполнять Изначальную Песнь либо же Дар верить другому и беззаветно любить. Зеркало, предлагающее заглянуть внутрь и испытать себя вопросом: на что готов пойти ты ради земли, по которой ходишь, ты, у которого есть свой дом и своя семья?
Трудно сказать, насколько темный маг Финеас Юрато считал небольшой, бережно и любовно описанный автором, городок Салику собственным домом; однако более родного места у него к моменту начала истории не нашлось, да и в бою он готов был рискнуть даже собственной жизнью, а это о многом говорит! И именно дома он и лишается.
Как и подобает, наверное, темному чародею, Юрато не слишком долго и не так уж глубоко тоскует о потере, но и забыть ее или простить - он не в силах.
Но дальше история разворачивается во всю - признаться, немалую, - ширь, охватывая просторы Альтерранской Европы от Галлии и до Моравии, от Италии и до Шотландии. Разворачивается мощно и даже эпично, демонстрируя яркость и блеск классической боевой фэнтези, подбитой камерной мелодией любовной истории.
Альтерра в «Перворожденной» - очень пустынна, при достаточно большом, впечатляющем географическим размахом поле действия. Мастер Юрато по нескольку раз пересекает континент из края в край, то пользуясь свитками перемещения, то таинственными путями сидов, то, в конце концов, проделывая путь верхом, в повозке и корабле, но вне рамок повествования! - и поначалу это здорово озадачивало, пока не нашлась верная, ключевая точка сборки, с которой все выглядит цельной, собранной воедино головоломкой.
Но прежде всего надо рассказать о персонажах.
В центре рассказа - пять основных персонажей, об истории которых мы узнаем достаточно много и которые, к тому же, характеризуются лица необщим выраженьем. Конечно же, это не какая-нибудь драма запертой комнаты - и перед нами предстанет целая вереница образов второстепенных; и все же даже старый мэтр Лидио ди Альберто, даже пылкий сид Беленус, даже Валакар и прочие обитатели Алдеона… все они отчетливо уступают этой пятерке.
Посреди разразившейся войны идут к своей цели темный маг из Моравии Финеас Юрато, эльфийка из Хьерварда Исилвен и суккуба Мара. Свою волю они противопоставляют воле могущественного брандейца Зафира и его подручного, бритоголового колдуна-воина Хессанора. Казалось бы, все они различны как нельзя более - и у всех у них есть одна общая запоминающаяся, убедительная черта.
Они лишены корней.
Темный маг, свободно скитающийся по миру и много лет не возвращавшийся в родные места, вольная, не привязанная ни к одному месту на земле суккуба, Перворожденная, явившаяся из другого мира, хаосит, взыскующий блеска и мощи великого Острова Брандей… и изгнанник-пария Хессанор, пытающийся заменить родину колдовскою силой и властью над чужими краями. Им некуда идти - их дом либо разрушен, либо осквернен, либо недостижим для них. Они носятся по миру - и между мирами - в поисках своей судьбы, подобно клубкам перекатиполя, носимым колючими холодными ветрами по осенней степи.
Reply
Это равнодушие играет поначалу недобрую шутку, поскольку его много, слишком много для читателя, им слишком трудно не проникнуться, не пожать плечами, следуя за героями в сложных обстоятельствах и напряженных испытаниях.
И только потом начинаешь замечать настойчивые нотки любви. Сумрачная, жадная, эгоистичная страсть Мары, осторожная, колеблющаяся и несмелая любовь Исилвен, молчаливое и всеохватывающее чувство Юрато… У любви в книге три голоса, и каждый из них ведет собственную партию.
Не станем открывать всех перипетий сложного, взрывчатого и опасного треугольника, ограничившись коротким уверением: книга сильно выигрывает оттого, что сосредоточена как раз на типично фэнтезийных проблемах, ибо ненавязчивые штрихи эмоциональной истории героев придают бравурному сказанию о спасеньи мира большую глубину и душевность.
Однако главный образ книги - именно растение без корней, влекомое судьбой. Слишком болезненны сломы у Исилвен, преданной и лишившейся Дара, у Юрато, обжегшегося на служении откровенному Злу, и даже у Мары, лишившейся семьи, а затем натолкнувшейся на мужчину, способного игнорировать ее стенобитное обаяние. Каждый из них сосредоточен на воспоминаниях о собственной боли, о страданиях, зарубцевавшихся, но так и не исцеленных до конца. Каждый (по меньшей мере, Финеас и Исилвен) не жалеет себя, рискует отчаянно и безоглядно, выкладывается на полную, до донышка вычерпывая силы и душу, полагая, что беречь себя не для кого и незачем.
Что ж, со временем любое перекатиполе находит место, где оставляет семена и приживается, прорастая в будущие годы. Так же и главные герои, пройдя огонь, воду и волшебство, находят для себя цель, находят путь, находят дом - пусть не подлинный, со стенами и соседями вокруг, но дом, связанный с другим человеком, который дорог сильнее, чем собственная шкура. А значит, рано или поздно они переступят порог, за который столько боролись и, кажется, еще будут бороться в будущем…
Итог: классическая боевая фэнтези про спасение мира и сопротивление Хаосу. Классическая история про поиски собственного места в мире и возвращение утраченного некогда Дара - и не столь важно, Дар ли это слышать и исполнять Изначальную Песнь либо же Дар верить другому и беззаветно любить. Зеркало, предлагающее заглянуть внутрь и испытать себя вопросом: на что готов пойти ты ради земли, по которой ходишь, ты, у которого есть свой дом и своя семья?
http://somesin.livejournal.com/65848.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment