Leave a comment

Тот камень, который мой helgvar March 19 2013, 20:34:35 UTC
Рецензия на книгу Аркадия Шушпанова «Камень без меча»

Воистину, хорошая книга ставит перед человеком не искрящийся фейерверк головоломных приключений и не причудливые ледяные дворцы из диковинок и потешек. Простое и честное зеркало оказывается перед лицом человека, читающего славную книгу, и отражение в мудром стекле не зависит от кружевных узоров и ажурной ковки рамки. Что увидим мы, поглядевшись в зеркальце под названием «Камень без меча», - да и увидим ли хоть что-то?

Как ни странно для книги, выходящей в серии птенцов гнезда Перумова, да еще и серии, по умолчанию посвященной Упорядоченному с его нескончаемой битвой Порядка и Хаоса, автор окунает нас в обычный мир. Мир, упорно аукающий в сторону великолепных подростковых книг Лукьяненка; но остающийся пока вдали от оных.
Итак - мы имеем городскую фэнтези, в которой неожиданно встречаются хоботяры и прочая сугубо хьервардская нечисть, пускай в одних лишь воспоминаниях молодого рыцаря сэра Ланселота. Пестрые драпировки из намеков на обширные бездны Упорядоченного, а затем аккуратно, хоть и не вполне оправданно вписанного в нынешнюю Землю-Терру Ордена Экскалибура на некоторое время занимают все внимание, и увлекают вне зависимости от жанра и высшей идеи.
Но почти сразу начинают бликовать составленные в замысловатый коридор зеркала, а там уже и не разберешь: было ли что, или собственное отражение краем глаза поймал?
Тут и меч, который вроде бы обладает свободной волей, избирает себе носителей, способен оставить сошедших с ума…
Тут и рыцарь - самый молодой из обладающих отражением-гранью меча, но при этом - последний из всех.
Тут и Мэтр, который производит впечатление сложной и глубокой натуры в этом презрительно-высокомерном жесте, отталкивающем последнего рыцаря от края падения на самой кромке, на тончайшей грани.
Тут и бывшие рыцари… но не будем же раскрывать всех великолепных пассажей!..
Что за драма, что, казалось бы, за страсть!
Дальше в круг героев вклинивается отменно знакомый характер, который прозывается Санчо Кукушкиным, и становится ясно, что автор замахнулся на обыкновенную историю взросления - по крайней мере, что замысел включает ее как центральную фабульную линию.
Санчо оказывается свидетелем порядочной переделки, в которую влипает Ланселот-Рогов, и даже пытается ему помочь; а в итоге сам обретает одну из Граней Экскалибура, и - оказывается главным героем книги, которому предстоят многие события изумительные и невероятные.
Начинается - более чем традиционно, и из норки под холмом, пардон, из квартиры с бабушкой в интерьере Сашку-Санчо извлекают с целью старательно протереть глаза: все в жизни не так, как на самом деле! Враг, сиречь, Хаос - у ворот, а который пока чуть поодаль, тот рыщет вдоль стен, выискивая слабину. А человечество все такое же слепое и слабое, и не ведает, что его следует защищать. Хорошо еще, что существуют те, кому под силу отбивать налеты сил Хаоса. Впрочем, защитников немного; да их никогда и не собиралась толпа: подвиги - удел одиночек.
Позже глянец перелистывается, и в книге судеб глазам Кукушкина откроются многие другие, вовсе не радужные страницы.
Главный герой под началом Ланселота на собственном опыте постигает незамысловатую истину из племени вечных: получая волшебный меч, ты, увы, не получаешь заодно мудрости, храбрости, решительности - как и умения понимать истину и принимать верные решения.
Не означает волшебный меч ни автоматического благородства, ни бездонного источника душевных сил, ни прививки от предательства или ремедиума от гордыни.
Ибо, получая меч, рыцарь получает и камень, в котором меч тот находился по преданию, а может, всего-то сам уподобляется камню.

Reply

Re: Тот камень, который мой helgvar March 19 2013, 20:36:08 UTC
Камень лежит на душе рыцарей, располагающих могущественным оружием, но обреченных смиряться с тем, что не везде и не всегда они будут успевать. Камень лежит и на душе отрекшихся, ибо они добровольно отдали меч, способный спасать и карать, дающий силу и возможность вершить судьбы, а стало быть - и справедливость… Куда бы они ни пошли, каких бы возможностей не обрели, сколько бы силы и могущества ни заполучили, - все мысли их неизменно (Артур, Артур!) прикованы исключительно к Экскалибуру и Граалю. Он их омфал, он их каторжное ядро, он - хрустальный свод, сокрушающий гнетом вселенского веса человеческие плечи.
И, читая снова и снова досужие рассуждения о камне, пришлось поневоле задуматься о том, что камень здесь - попросту символ долга. Того, который у каждого человека свой. О детях ли речь, о спортивном режиме, о родине, о стареньких родителях, о, в конце концов, сроках возведения здания… У каждого свой долг, который подчас становится совершенно невыносим. У каждого свои тяготы, и у каждого свой момент, когда хочется предать свое призвание и свой долг. Выбрать жизнь полегче и попроще. Поспокойнее. Или собрать в кулак волю, и оставить себе камень - грубый, неудобный, грузный. Тот камень, который только твой. Или - мой.
А у многих - и своя жизнь «после камня». Когда выбор сделан и шанс упущен, и жизнь струится мимо говорливой рекою… а внутри бьется пепел несбывшегося удела.
Книга вообще ставит удивительно много вопросов, сущую прорву: о долге, о целесообразности, о цене жизни и праве на собственный свободный выбор, о свободе и ее, опять же, цене и ценности, об искушении силой и ее использованием, и о соблазне власти, об ответственности и о трудности жизни в тени. Немногие из них автор успеет разрешить, или хотя бы четко очертить, особенно когда ближе к концу начинается обычная масштабная магическая битва, и думать становится нечем, некогда, и просто невозможно. Но большинство вопросов ставят события книги и, вдумавшись, их нетрудно найти, а затем попробовать примерить на себя: предал бы я? выбрал бы жизнь? предпочел ли бы свободу? смирился бы с заурядностью в пожизненной перспективе?
Как знать…
Технически книга не совершенна. Да, здесь более или менее неплохой, грамотный, хотя бедноватый и достаточно однообразный язык. Да, здесь идет нагнетание событий и ключевая схватка, и даже классическая архитектоническая спираль в виде смены поколений почетной стражи Земли.
Но в наличии и барсовы пятна работы весьма и весьма начинающего автора.
Вот из творческой молодости родом, например, - нажим на жанровую эрудицию: Броселианд сконструирован по примеру Нарнии и Леса-Между-Мирами. Три Земли сравниваются Амбером из-за отражений… да что уж говорить, если автор решительной рукой бросает в бой архетипы, то бишь артуровских рыцарей и Алонсо Кихану Ламанчского!
Или взять хотя бы толком не выстрелившие - очень, очень жаль, - «ружья» вроде Мордреда или школьного домового…
Однако в целом текст это не убивает, ибо, признаться, читал скорее с интересом, нежели скучая. И, как ни удивительно, все ждал и ждал, как же совладает Кукушкин со своим камнем, равно как и того, когда же ощутит его груз.

Резюмируя: любопытный опыт сочетания городской фэнтези, подросткового романа взросления и эпической фэнтези об Упорядоченном. Для всего нашлось свое место, и в итоге вышло достаточно гармонично, чтоб о действиях отдельных персонажей хотелось подумать даже после прочтения.

Ссылка на конкурс: http://helgvar.livejournal.com/12973.html

Reply

Re: Тот камень, который мой lady_nb March 20 2013, 02:07:24 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой somesin March 20 2013, 05:50:35 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой skazochniki March 22 2013, 19:59:50 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой bastet76 March 23 2013, 10:50:58 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой ext_1738761 April 5 2013, 05:00:15 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой ext_1738773 April 5 2013, 05:16:54 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой ext_1738828 April 5 2013, 06:06:25 UTC
+1

Reply

Re: Тот камень, который мой ext_1738917 April 5 2013, 06:57:58 UTC
+1

Reply


Leave a comment

Up