Leave a comment

Рецензия на книгу Шушпанова Аркадия Николаевича «Каме ext_1659476 February 20 2013, 08:51:26 UTC
Меч в Камне.
Николай Даниилович Перумов взбудоражил всё Российское ролевое движение своей трилогией Кольцо Тьмы, а потом крупными буквами прописал в умах вселенную Упорядоченного, выведя игру на совершенно другой уровень. Ничего удивительного, что после такого титанического труда, нашлись те, кто желал заглянуть за грань канвы миров описанных Перумовым. И нашлись те, кто хотел расширить вселенную Упорядоченного, прописать другие истории с другими мирами.
Одним из таких продолжателей стал Шушпанов Аркадий Николаевич. Его книга повествует о «закрытом мире», в котором невозможно творить заклинания. О нашей родной планете, о Земле. Как и сам Николай Даниилович, автор описывает систему по которой магия все же на Земле возможна, пусть и при некоторых допущениях. Неприятие мира магии и сводится к сюжету. Великий Мерлин в странствиях нашел один занятный мир на «обочине Упорядоченного», оценив его скупую красоту и изящество, Истинный маг решил сохранить Землю в её неповторимости. Для этого он создает Орден Рыцарей Круглого стола, да-да тех самых во главе с Артуром. И выдает им созданный артефакт - Экскалибур, меч один на всех. Странно правда? Меч один, а рыцарей двенадцать… Но Мерлин не простой маг, Экскалибур представляет собой могущественное заклинание и состоит из двенадцати граней. Каждый рыцарь владеет одной гранью, что и дает ему возможность сражаться с просочившимися тварями Хаоса, ради истребления которых и был создан Орден. Но к плюсам бесконечно долгой жизни, грань дает своему рыцарю и «камень» - частые депрессии, нервные срывы.
И вот последний из Рыцарей, честный и правильный Ланселот идет сдавать свою Грань таинственному Мэтру. Не очень рыцарский поступок, но автор дает понять, что обладание частью Экскалибура, тяжкий груз который однажды сломит своего носителя. С этого похода и начинается история «Камня без меча». История полная рыцарской чести, не лишенная коварства, любви, дружбы. И разумеется драк различных по своей масштабности. Все составляющие хорошего рыцарского эпоса. Вот только эпос тут не из Мифов о Арктуре и Рыцарях Круглого стола, а из Сервантеса с его Дон Кихотом Ламанческим. Не зря и верный оруженосец Ланселота, главный герой - Санчо, парень, не страдающий от атлетического сложения по фамилии Кукушкин. В самой книге тоже не раз упоминается произведение Сервантеса и даже находится реальный прототип Дон Кихоту - сошедший с ума Рыцарь, не выдержавший свою Грань Экскалибура.
Так же, как и Сервантес, автор описывает нам уход романтиков из нашего века, о честных борцах со злом, чьим уделом остались только ветряные мельницы и легенды, даже если эти мельницы слуги Хаоса, творящие на Земле свои ужасные дела, а легенд никто не напишет, даже желтые газеты. Всё равно жалость о закате рыцарских идеалов и романтики пронизывает всю книгу. А сама история Артура и его саги начинается, как ни странно в эпилоге…

Reply

Re: Рецензия на книгу Шушпанова Аркадия Николаевича «Ка ext_1659476 February 20 2013, 08:52:00 UTC
(продолжение рецензии)
Книга написано не плохо, интересно построенные фразы, не дают мысли потеряться в обилии букв и строк, как это бывает. Цепляют разум и приковывают к текущим действиям. Но периодические зашкаливающие на абзац текста не убиваемые блохи «что» и «бы», порой кипятят мозг. Как такое пропустил редактор, остается под вопросом. Сами вопросы, возникающие по прочтение текста, выглядят не таинственной недомолвкой, пробуждающими фантазию, а откровенным просчетом и нежеланием раскрывать текст самими автором. Почему Ланселот не хотел знакомить Санчо и Деву озера, ревность, боязнь за здоровье самого ученика, приводить молодой неокрепший организм к культурного энерговампиру… Все приведенные доводы автора смотрятся, неубедительно. Откуда у культа основанного Мерлином, столько пиетета к Новым богам? Нет, я понимаю, они со своим основателем (кроме Артура), лично не были знакомы, никаких обязательств перед ним не имели, но все же. Плохо скрываемое обожание к победителям Молодых богов и Совета Поколения, так и чувствуется от всех Рыцарей, в том числе и от Артура. Может претензия и надуманная, но с образом Ордена Мерлина, ну никак не вяжется.
Открывать иное положение вещей, которое ставит все представление героя с ног на голову и описывает его, как мешающий элемент в идеально четком и благом плане, карта любимая Лукьяненко и Перумовым. Вот только Лукьяненко разыигрывает её в конце книги, а Перумов в середине, как и сделал Шушпанов. Так же, как и взял идею - Учитель с Учеником против всех. Артур стал добродетелем всея Земли, этаким добровольным засланцем в стан Хаоса и вынесшим оттуда отгадку и решение практически всех проблем, а Ланселот верным слову и закостеневшим исполнителем давнего обета. И всё бы ничего, сюжетный ход разыгран правильно, хорошо, но Меч вставили в Камень. И ничего. Ни правды Артура, ни правды Ланселота, так ради чего они дрались? Где открытие Земли для магических потоков Упорядоченного? Не сработало? Тогда где уничтожение Земли от нахлынувшей магии, ведь Камень - кусочек первоначального Хаоса, который и послужил аномалией, воздвигнувший защиту от магии для мира, отнесли «взрывать» на том месте, где покоятся останки Брандея… Не довезли? Да и как понимать этот Камень, это весь наш мир, его отображение в астральном плане, тогда его уничтожение равносильно смерти Земли. Или это некая вещественная субстанция. Но тогда его исчезновение будет иметь эффект украденной бобрами плотины перед гидроэлектростанцией. Вопросы, вопросы, вопросы. Можно надеяться, что во второй части, если она планируется, они будут раскрыты.
Меня порадовало обучение героев савату и баритсу, как и фехтованию преимущественно колющим оружием. Действительно, не все же восточные школы описывать, у западных тоже есть чему поучиться, а колющий удар действительно отбить сложнее. А добавление в Рыцари учеников восточной школы и преобразованием Грани в катаны, выглядит забавно. Точнее будет сказать, забавно поглядеть, как же новоявленному Артуру теперь их обучать.
И уж совсем не порадовало упоминание современных произведений. Через несколько десятков лет люди и не вспомнят, кто же это такой «Эдвард из Сумерек», во всяком случаи я на это надеюсь…
Общее впечатление от книги - мне понравилось. Несмотря на частое топорное, рубленое построение фраз, прочие недостатки и огрехи, читается интересно. Если сон разума рождает чудовищ, то совмещение Сервантеса и Перумова рождает «Камень без меча».

Reply

Re: Рецензия на книгу Шушпанова Аркадия Николаевича «Ка skazochniki February 20 2013, 17:19:12 UTC
+1

Reply

Re: Рецензия на книгу Шушпанова Аркадия Николаевича «Ка ext_1662233 February 20 2013, 18:21:35 UTC
+1

Reply

Re: Рецензия на книгу Шушпанова Аркадия Николаевича «Ка ext_1662266 February 20 2013, 18:41:12 UTC
+1

Reply


Leave a comment

Up