Недоступная «Доступная среда».
Светлана Мамонова, "Перспективы"
12 апреля в Москве пройдут парламентские слушанья на тему развития в России инклюзивного образования.
Санкт-Петербург, как и остальные регионы, делегирует туда своих представителей. А в конце прошлого года общественности северной столицы была представлена Концепция инклюзивного образования. За круглым столом состоялся диспут о том, что же вообще такое инклюзия? Выяснилось, что до сих пор нет единой трактовки понятия инклюзивного образования.
Кто-то под инклюзией ошибочно понимает любое включение ребенка-инвалида с нарушениями развития в школьное социокультурное пространство, то есть в рамках обычных школ или даже коррекционных функционируют отдельные классы для детей с нарушениями, а общение с остальными школьниками происходит во внеклассном пространстве.
Но на международном уровне давно определено, что инклюзивное образование - это совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и со своими сверстниками в общеобразовательных классах общеобразовательных школ.
Однако даже нам, «распущенным» общественникам, понятно, что пока в России инклюзия для детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития невозможна. Нет ни четких программ включения детей с интеллектуальной инвалидностью в пространство обычного класса, ни педагогических навыков учителей.
Вот и получается, что сегодня наши дети-инвалиды с множественными нарушениями развития могут быть полностью выключены из федеральной программы инклюзивного образования или слабо охваченными ею. Но как раз им, живущим за решеткой социальных детдомов или изолированным в собственных семьях, более всего нужна интеграция в общество.
Сегодня остро необходима отдельная федеральная программа интеграции детей с нарушениями умственного развития в социо-культурное школьное пространство.
В настоящее время именно Санкт-Петербург - один из немногих российских регионов, который в последнее время реально озабочен темой интеграции детей-инвалидов в школьное пространство.
Региональная «Концепция инклюзивного образования» была направлена на доработку, ее смысловой охват расширен от инклюзии до всех форм обучения «особых» детей.
Весь прошлый год СПб БОО «Перспективы» сражалась на страницах прессы и в коридорах региональной власти за право детей-инвалидов с отклонением в умственном развитии из Павловского дома-интерната на образование.
Проблемы были точно такие, как в любом российском специальном детском доме, то есть тотальная дискриминация детей в их праве учиться. Забыта 43 статья Конституции и 5 ст. Закона об образовании, где черным по белому написано о безусловном праве любого ребенка, вне зависимости от его нарушений на образование. Большинству воспитанников таких детдомов педагогические комиссии по-прежнему ставят диагноз «Необучаем».
Но согласно всем и международным, и российским нормам необучаемых детей не существует! В этом утверждении нас поддерживали и Павел Астахов, и аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и конечно пресса.
В угоду ли парламентским выборам или все-таки в угоду Конституции РФ, но обещанное еще на декабрьском межведомственном совещании в Правительстве Санкт-Петербурга, начало выполняться и большинство детей Павловского ДДИ 4 постепенно стали реализовать свое право на образование!
Итак, 228 детей (из 361 ребенка школьного возраста) дома-интерната №4 Павловска с 10 января были включены в систему школьного образования, вернее, зачислены в коррекционные школы. Из них 50 самых тяжелых детей отделения «Милосердие», где работают «Перспективы», приписаны к школе. Это большая победа! Сегодня можно говорить, что Петербург впереди всей России в области обучения детей социальных детдомов.
Хотя проблем по-прежнему предостаточно. Из этих 228 детей ЛИШЬ 88 обучаются на площадках коррекционной школы за пределами интерната, а остальные 140 в тех же корпусах, этажах, комнатах, где и живут, то есть остались в той же социальной изоляции.
В катастрофически переполненном детском доме-интернате Павловска, где нарушены все нормативы проживания, за счет реабилитационных игровых, отнятых у других детей, открыты школьные классы.
А в феврале 2012 года одним росчерком пера 19 ребят колясочников лишили права ездить в школы, потому что ни в одной из трех школьных площадок не создано доступной среды для инвалидов на колясках, интернат не обеспечен необходимым транспортом для доставки таких детей. В ответ на требования общественных организаций обеспечить транспортировку детей, зачисленных в классы, в школу, их перевели на надомное, индивидуальное, обучение - от греха! Социализация и интеграция этих детей закончились, так и не начавшись.
Подобные проблемы и в остальных социальных детских домах Петербурга. С января 2012 года более 70% детей школьного возраста приписаны к коррекционным школам, однако подавляющее большинство обучается в классах самих интернатов и полностью лишены любой включенности во внеинтернатную среду.
С сентября 2012 года, по заверению чиновников Правительства Санкт-Петербурга, все дети школьного возраста, проживающие в социальных детских домах, будут обучаться в школах. Вот только если этих ребят не интегрируют во внеинтернатное школьное пространство, оставив обучаться в классах внутри интерната, трудно представить, как в таких условиях будут существовать и без того катастрофически переполненные социальные детские дома Петербурга.
Кстати, уже в марте законопроект о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов поступит в Госдуму РФ и Россия примет на себя все ее обязательства. Интеграция людей с инвалидностью в общество является одним из важнейших ее принципов.
Сегодня по телевизору с завидной регулярностью мелькают рекламные ролики о равных возможностях инвалидов, о федеральной программе «Доступная среда» и о том, что для инвалидов наступают светлые времена.
Но властями отдельно взятого Пушкинского района Санкт-Петербурга был сделан иной выбор: 19 детей, передвигающихся на инвалидных колясках, предпочли перевести на надомное обучение в интернате, где они остаются отрезанными от внешнего мира. Это вместо того, чтобы в кратчайшие сроки, поставить пару-тройку несчастных пандусов и перестроить несколько санузлов хотя бы в одной из трех школ, где обучаются теперь интернатские дети. И поддержать администрацию интерната транспортом для доставки ребят.
Вновь избранный Президент РФ Владимир Владимирович Путин накануне президентских выборов уделил особое внимание проблемам инвалидов, заявив о необходимой социализации людей с особыми потребностями, необходимости интегрировать их в общество.. В частности, было дано поручение увеличить финансирование оснащения школ, социальных объектов безбарьерной средой.
Окажется ли программа «Доступная среда» доступной в отдельно взятом районе российского региона для 19 ребят колясочников или нет, покажет время, а пока остается ждать!
P\S: 23 апреля в Петербурге состоится российско-германская конференция на тему интеграции детей с нарушением развития в систему школьного образования. Собравшимся будет продемонстрирован отрывок из немецкого документального фильма «Классная жизнь». Это сюжет о совместном обучении детей с множественными нарушениями развития и обычных ребят в берлинской школе им. Флеминга. Эта школа ввела интегративное обучение еще в 1975 году и тем самым стала пионером использования этой методики в немецкоговорящих странах.
Значит все-таки возможно?! Может не стоит изобретать велосипед с квадратными колесами, а следует изучить то, что уже практикуется десятилетиями в других странах и не важно, как называть программу - инклюзивное образование или интегративное, главное, чтобы программа реализовывала право детей-инвалидов, вне зависимости от степени нарушений, на образование и нормальную жизнь.
на фотография ниже: Для детей из программы Семейной Поддержки "Перспектив" обучение в настоящей школе началось уже в 2006 году: в школе № 25 занятия идут по особой программе, но среди сверстников.