Кое-что о движущих идеях

Jan 18, 2009 18:30

"Уход и забота". Анн Бакк, Карл Грюневальд.
Известные шведские ученые рассказывают о становлении и развитии в Швеции системы помощи людям с нарушениями и их семьям. Затрагивая самые разные аспекты, они никогда не забывают об основном - о ценностях, которые они считают лежащими в основе своей деятельности.

Я бы хотела поместить в сообществе некоторые выдержки из их книги - то, что мне кажется важным именно для нашей работы.

"О концепции попечения.

Наш взгляд на людей с задержкой умственного развития и наши представления о том, как с ними следует обращаться, называются концепцией попечения.
Концепция попечения включает в себя:
- некоторые понятия о том, какие они, людей с задержкой умственного развития (например, слабые и беспомощные, или опасные и непредсказуемые, или активные и обучаемые);
- цель - что мы намереваемся в отношении их делать (например, заботиться и защищать, или вытеснять и изолировать от общества, или помогать им развиваться);
а также
- некоторые идеи о том, как можно достичь этой цели (например, окружая их заботой, или отдавая в интернаты, или же предоставляя им возможность жить нормальной жизнью).

Концепция попечения в области ухода за людьми с задержкой умственного развития тесно связана с идеологией других областей. Бытующий в обществе взгляд на социальные проблемы отражается на концепции попечения в разных сферах жизни. Поэтому меры, которые общество принимает на разных этапах развития в отношении различных групп людей, неизбежно оказываются похожи. Когда началась организация интернатов для людей с задержкой умственного развития, одновременно строились и детские дома, и больницы для психически больных, и приюты для нищих. Когда сегодня мы пытаемся добиться интеграции в общество людей, отстающих в развитии, это сходно с теми целями, которые приняты в современной гериатрии, психиатрии и в системе попечительства над детьми и подростками.
Концепция попечения изменяется. В какие-то периоды времени изменения происходят довольно быстро. Но были и другие, достаточно длительные, периоды, когда концепция попечения оставалась практически неизменной. Перемены объясняются различными факторами. Один из важнейших факторов - экономическая ситуация в обществе. В периоды процветания и благополучия концепция попечения ставит перед собой крупномасштабные цели, в обществе господствует оптимистичный взгляд на людей с задержкой умственного развития. Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, в концепции попечения усиливаются пессимистические тенденции. Людей с задержкой умственного развития воспринимают как неспособных развиваться, "безнадежные случаи".

.....

Как люди относились раньше и как относятся сейчас к тем, кто отличается от них.

Во все времена - и наш век не является исключением - люди по-разному реагировали на отклонения от нормы. Многим неприятно общаться с инвалидами. Некоторые даже считают их отталкивающими. Другие испытывают сочувствие или желание помочь, выказывают заинтересованность. Что же касается людей с задержкой умственного развития, то здесь можно выделить пять основных взглядов на них.

Люди с задержкой умственного развития - неполноценные существа
Это, пожалуй, самое древнее из всех представлений. Имелось в виду, что они не совсем люди, а нечто среднее между человеком и животным. Считалось, что они лучше переносят жару и холод, чем нормальные люди. Поэтому интернаты, где они жили, отапливались гораздо хуже других жилых помещений. Кроме того, считалось, что они менее других чувствительно к боли. Поэтому при различных хирургических вмешательствах не применяли обезболивающие средства.
Внешний вид учреждений для людей с задержкой умственного развития явно показывал, что от них ожидали примитивных реакций и агрессивных бесконтрольных поступков. Такие здания строили из прочных материалов, оборудовали тяжелой мебелью, а на окна ставили решетки. В задачи персонала входило охранять пациентов, давать им еду и делать уборку. В этих учреждениях не было красивых предметов или произведений искусства, поскольку бытовало представление, что у этих людей нет эстетического чувства. К несчастью, на этих представлениях строились как лечение, так и воспитание, в результате чего люди часто демонстрировали именно такое поведение, какое от них ожидалось.

Люди с задержкой умственного развития - психически больные
Это также довольно распространенное в прошлом представление. Раньше люди не понимали разницу между заболеванием и функциональными нарушениями. Поэтому обстановка в закрытых учреждениях более всего напоминала больничную. Возглавлял такие учреждения обычно главный врач, а персонал имел медицинскую подготовку. Здесь были палаты, как в больнице, проживающих называли пациентами, на них заводились медицинские карточки. Отношение персонала являлось отношением "здоровых" к "больным". Разумеется, мнение пациентов никого не интересовало. Всяки попытки протестовать воспринимались как симптомы заболевания.

Модель сострадания
Во многих странах такой подход был и остается наиболее распространенным. Именно из сострадания многие общественные и религиозные организации создавали и создают приюты. Люди с задержкой умственного развития страдают от своего состояния. Однако они не осознают того, что отличаются от других, и поэтому не отвечают за свои поступки. Они - дети, которые никогда не становятся взрослыми.
Уход в интернатах характеризуется излишней опекой и полным отсутствием оправданных требований к самому проживающему там человеку. Персонал стремится сделать его как можно более счастливым. ...

Люди с задержкой умственного развития могут развиваться
Это означает, что функциональные нарушения компенсируются, насколько это возможно, за счет обучения, вспомогательных средств и приспособления окружающей обстановки так, чтобы уменьшить возможные затруднения. Отстающие в умственном развитии способны на большее, чем считалось ранее, если только дать им в достаточном объеме соответствующую тренировку и социальные стимулы, которые возможны лишь при жизни в обществе.

Люди с задержкой умственного развития имеют право быть такими, какие они есть
В последние годы многие стали подвергать сомнению стремление "натаскать" подопечных с задержкой умственного развития. Ведь им нужны не только стимулы и тренировка, им необходимо почувствовать, что они могут расслабиться, что их признают такими, какие они есть. Этот взгляд предполагает комплексный подход и видение человека в многообразии сторон его личности, а не только его практических навыков."

...Разумеется, понятно, что то, что здесь описано, к реалиям России имеет не очень большое отношение. Мы еще вряд ли "доросли" даже до модели сострадания. Но тем больше хочется прожить длинную-длинную жизнь и увидеть, что изменилось хоть что-то. И мне кажется, очень важно знать, какие векторы развития ситуации вообще можно видеть.

цитаты, ценности

Previous post Next post
Up