Первый в мире (социология).

Apr 15, 2016 07:00


Как совокупность отдельных индивидов превращается в общество? Вследствие взаимодействия индивидуальных сознаний - социальной солидарности. Продуктом социальной солидарности, которая с возрастанием  уровня разделения труда плавно меняется от механической к органической,  является коллективное  сознание. Такой специфический тип сознания,  представляющий собой  не просто сумму индивидуальных сознаний, а некие коллективные представления, является внешним для каждого индивида, подавляющим его индивидуальность, и таким образом определяющим его поведение обстоятельством. То есть возникнув по причине взаимодействия отдельных людей, общество начинает существовать по собственным законам, определяюще влияя на поведение каждого.  Выражает же себя коллективное сознание через так называемые социальные факты: «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Именно через социальные факты проявляет себя общество и, следовательно, именно они являются  предметом изучения. Изучая социальные факты как элементы общества, мы тем самым изучаем социальную действительность со всеми её специфическими качествами. Такова концепция предмета социологии от  разработчика первого учебного курса по социологии, первого руководителя первой в мире кафедры «социальной науки» (в университете города Бордо во Франции), много сделавшего для становления социологии как самостоятельной науки с собственным понятийным аппаратом,  основоположника прикладной социологии  Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм родился в этот день (15 апреля) 1858 года во французском городе Эпинале, в  семье потомственного раввина. Начав  учиться на раввина, через какое-то время (после смерти отца) прервал сложившуюся традицию.  Бытует мнение, что такое решение было принято им под влиянием его школьной учительницы - католички. Об этом говорит и то, что некоторое (непродолжительное) время Дюркгейм склонялся к мистическому католицизму.  Католиком он тоже не стал, как впрочем и атеистом,   до конца своих дней оставаясь агностиком. Изучал психологию, философию, этику. После окончания высшей школы получил право преподавать и преподавал  в провинциальных школах Франции. Затем продолжает обучение, изучая общественные науки  в университетах Германии.  Совмещает это  с написанием статей, благодаря которым получает преподавательскую должность  в университете города Бордо, где впервые в мире читает курс лекций по социологии и уже всецело направляет свою жизненную энергию на обособление социологии, то есть на  создание её как отдельной академической дисциплины. На период его работы в университете Бордо приходится издание двух его основных работ: «Метод социологии» (1895) и «Самоубийство» (1897). С 1898 по 1913 год Дюркгейм руководит изданием первого в мире специализированного журнала «Социологический ежегодник», на базе  и из сотрудников которого образовано научное общество «Французская социологическая школа». С 1902 года преподаёт в Сорбоне. Оптимистические планы  учёного разрушила Первая мировая война, унеся жизни некоторых видных сотрудников школы, в числе которых был и подающий надежды учёный, сын Дюркгейма  Андре. Смерть  сына ускорила кончину отца.  Он умер в 1917 году, в возрасте 59 лет, не завершив многого из задуманного. Но кое-что всё-таки после себя оставил.

Итак,  социальная солидарность (механическая и органическая), коллективное сознание как продукт социальной солидарности, выражающее себя через социальные факты. Именно социальные факты - реальность общества и, следовательно, - предмет социологии. Общество как нечто большее, чем простая сумма составляющих,  может и должно изучаться только через эти реальности: прописные истины общественной морали, нормы поведения, ритуалы религиозной и культурной составляющих жизнедеятельности и т. п.

«Вещественный»  характер социальных фактов (социальные факты должны изучаться как «вещи») делает социологию эмпирической и рациональной наукой, вооружённой количественным анализом, которая должна ориентироваться на методы познания естественных наук и объективность которой не зависит от  совокупности морально-ценностных установок. Задачей социологии является отделение социального от индивидуального (социальных фактов от индивидуальных) и определение нормального, через фиксацию девиантного поведения (именно девиантное указывает на то, что для всех является нормальным). В свою очередь, социальный факт нормален для определённого социального типа общества, а классификация обществ на типы происходит в зависимости от степени их социальной дифференциации. Норма не может существовать без отклонений и формируется в соответствии с ними, поэтому изучение отклонений от общепринятых в обществе (того или иного типа) норм, даёт возможность делать предположения о тенденциях социальных изменений и изучать их. Такова вкратце (и внимание! Не уверен, что правильно понятая мною) социология Эмиля Дюркгейма.

Сторонник научно обоснованных социальных реформ Дюркгейм симпатизировал реформистскому социализму, но был противником социализма революционного, считая, что подлинные социальные изменения происходят в результате длительной социальной эволюции.

социальный факт, социология

Previous post Next post
Up