В связи с
текстом werekat.
1.В творчестве человек сталкивается со своеобразным путешествием в различных слоях бессознательного. А бессознательное - это одновременно "коллективное знание". Торчинов пишет:
Ряд трансперсональных переживаний (например, чувство слиянности со всей жизнью во вселенной, видение духовных "сущностей" людей и иных существ и т.п.) могут объяснить появление аниматических и анимистических представлений. Элементы того, что С.Гроф называет филогенетической и кармической памятью, в частности проявляющей себя в отождествлении с различными животными, вполне могут психологически объяснить ряд сущностных черт тотемизма. Сюда же можно отнести и такой странный вид переживаний, как переживание "сознания" неодушевленных субстанций - металлов, минералов и т.п. (эти переживания, видимо, имеют отношение и к корням аниматического миросозерцания). И на конец, коллективно-расовая (племенная) память вполне может являться основанием как для культа предков, так и для некоторых форм тотемизма. (с)
2.Трансперсональные переживания лежат в основе творчества, а не являются самим творчеством. Это, так сказать, подтекст подтекста. К самому произведению эти переживания относятся так, как «дерево вообще» может относиться к конкретному кораблю из ясеня. С другой стороны, трансперсональные переживания - эмоциональный мотив творчества. Не испытывая их, автор не получал бы удовольствия от творческого процесса, а имел бы только труд.
3.Наличие самых сильных трансперсональных переживаний не делает человека ни хорошим писателем, ни даже просто более мудрым или высоким, чем другие люди. Торчинов подчеркивает известный факт:
проникновение образов бессознательного в сознательное оказывается наиболее интенсивным в пубертатный период, что вполне естественно (интересно, что в Китае именно отроки - тун считались естественными медиумами и прорицателями). (с)
Мы отлично видим обилие подростковой литературы, написанной, так сказать, «под кайфом» от собственного бессознательного. Но эта литература далеко не хороша и часто грязна и злобна.
Вот и все. Тогда встает вопрос: каков признак «шаманских» переживаний в тексте?
Для меня главный признак - это пласты лексики и образов. Дополнительный критерий - стремление автора передать экстазовое состояние в своем герое (смерть, плен, любовь, катастрофа, все в напряге).
Пласты лексики и образов относятся:
-к чувству слиянности со всей жизнью во вселенной,
-к видению духовных "сущностей" людей и иных существ
-к аниматическим и анимистическим представлениям (в т.ч. лексика и образы, описывающие «сознание» неодушевленных субстанций - металлов, минералов и т.п.).
- связанные с отождествлением героя//процессов с различными животными
-к культу предков
Этот пласт нередко всплывает совершенно в неуместном контексте. Скажем, у подростков. Всегда так и хочется задать вопрос: а эта лексика, этот образ тут что делают, они совсем не в масть. Это как раз признак невольно сказанного, а потом не отредактированного, не отрефлексированного.
Теперь, как я
читала текст werekat?
Мне сразу бросилось в глаза отнесенность к культу предков. Все герои - «отцы» (также см. Фрейд об «отце» и природе власти). Т.е. все герои - предки, о чем свидетельствует их магическая потусторонняя природа, а, главное, то, что рядом с ними «обычные люди» будут «детьми» и по пониманию мира (знаниям, опыту), и по силам и возможностям. Кроме того, имея «отеческую» власть, герои потенциально будут поступать с «обыкновенными людьми», как «отцы»: они могут заставить ребенка подчиняться, наказать, могут снизойти и раскрыть часть взрослых тайн, тем самым осчастливить, могут защитить и наградить. Но обратного вектора не будет: ребенок не может сделать «отцу» ничего подобного, как и «обыкновенный человек» - этим героям.
Герои-предки (кстати, у нас тут, похоже, бессмертные, как и подобает уже умершим предкам) окружаются соответствующей образностью. А именно: на них реагирует весь мир: и окружающая природа и даже храм с девой Марией. В этом смысле засчитывается и упоминание камней (мрамора, обсидиана и сердолика), существ (сова), явлений (луна, тьма и т.п.). Неодушевленные и одушевленные предметы наделяются определенным сознанием и проявляют его в отношении героев - «отцов», «хозяев».
Предполагаю, что написание такого текста должно сопровождаться у автора, кроме всех прочих эмоций, чувством мистического преклонения перед героями или, наоборот, личного мистического возвышения.
Что касается действий: этих шахмат, именно христианского храма, именно 16 века, пусть и альтернативного, - это всего лишь эстетические предпочтения автора, как бы то, что вообще не следовало подвергать анализу, если речь идет именно о поиске проявления бессознательного в тексте.
ЗЫ: эти все признаки очень ярко просматриваются в текстах
eitne. Они там, можно сказать, лежат на поверхности. У нее тоже очень силен культ предков, а лексика и образность вообще вся ориентирована на описанные выше признаки.