Jan 14, 2011 14:32
Самое главное произведение, которое я прочитала за последние время - трактат «Дао дэ цзин». И главное, что я почерпнуло из него - недеянье. Мудрец утверждает, что человек, пытающийся изменить мир терпит поражение. Что за бред, начнут сейчас кричать активисты, если не мы, то кто? А я теперь могу ответить для себя на это вопрос - время и ты сам. Но, не бегая и насильственным путем сея везде правду, начни с себя, ищи свой путь, совершенствуйся, самореализовывайся и, главное, стремись понять и принять реальность вокруг себя.
28
Осознавая естество свое мужское,
О женских качествах в себе не нужно забывать:
Долиной между пиками двумя ты должен стать,
И, находясь в тени обоих,
Мир в цельности, как новорожденный ребенок,
Сумеешь ты тогда воспринимать.
Осознавая свет,
не забывай про тьмы существование,
Любое "да" имеет "нет",
таит любое утвержденье отрицание,
У всякой палки есть "другой конец" -
Ты сам таких противоречий образец.
И если их наличье постоянно сознавать,
Ты заблуждений многих сможешь избежать -
Пределов и границ тогда не будет твоему познанию.
Осознавая славу, не забудь возможность унижения,
Стань перевалом меж гордыней и смирением:
То и другое - пики, на которых невозможно устоять.
Удерживаясь между ними, сохранишь достойным поведение,
Естественным, как неотделанная древесина, сможешь стать.
Как дерева кусок,
на части расщепив и обработав,
можно сделать годным к применению,
Так мудрый может применить
противоречий различение
в делах и размышлении,
Но истинно великое едино
и не подлежит анализу и разделению.
48
Кто учится - тот знания запас приобретает.
Кто Дао следует, осознанное каждый день теряет,
Пока необходимость в действии не начинает исчезать -
Так мудрый недеянья достигает.
А истинное недеянье ничего несделанным не оставляет.
Бездействующий - ненавязчиво мир внешний побеждает,
Но без толку пытаться миру свою волю навязать.
Никто не заставляет тебя сложить руки, но пойми, все вокруг лишь палка о двух концах. Темное и светлое всегда неотделимо следует по жизни. И как сказала Алиса Фрейндлих в Сталкере: «Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если бы не было в нашей жизни горя, то хуже было бы. Тогда и счастья тоже не было. И не было бы надежды». Единственное, что мы можем сделать, чтобы мир стал светлей, так это сами стать светлей, лучше, умнее, терпеливее. И если каждый захочет, то, я уверенна, все вокруг преобразится. Так почему же мы кричим «реформ нам», пока все мечтают быть милиционерами и взятки брать. Или бизнесменами и топить конкурентов. Наше общество прогнило, и только духовное возрождение может его спасти, а вовсе не бунт. Меня очень сильно пугают мальчики-революционеры. Как хотите их называйте: фашисты, антифашисты и просто активисты. Если они людей не полюбят, если они своего врага не полюбят, то ни черта не изменится.
Мне очень нравится, как Бердяев сказал про Ваню Карамазова, что он провозгласил бунт против Бога, так как не может примириться со слезинкой невинного замученного ребенка. Но пафос Ивана не любовь, а бунт. У него есть ложная чувствительность, но нет любви.
“Иван Карамазов - мыслитель, метафизик и психолог, и он дает углубленное философское обоснование смутным переживаниям неисчислимого количества русских мальчиков, русских нигилистов и атеистов, социалистов и анархистов. В основе вопроса Ивана лежит какая-то ложная русская чувствительность и сентиментальности, ложное сострадание к человеку, доведенное до ненависти к Богу и божественному смыслу мировой жизни.”
Бердяев приходит к мысли, что русские сплошь и рядом бывают нигилистами-бунтарями из ложного морализма.
Да, они ведь часто ближнего своего полюбить не могут, а куда уж им до всего человечества.
Нет, вы не думайте, я верю, что бывают счастливые исключения. Я правда их так и не видела, но верю, верю. Но, как вы и сами знаете, исключения созданы для того, чтобы лишь доказать само правило.
Поэтому просто провозглашаю собственное правило «Быть лучше, научиться прощать и любить». Это моя философия и мое учение.
о жизни,
мысли,
черт