Sep 10, 2012 13:20
В Петербурге улицы, застроенные стеклянными бизнес-центрами - гламурными апофеозами капитализма, перекликаются с историческими кварталами, где все дышит царской Россией. Обычно, дворцы - творения лучших мастеров стилей барокко и классицизма слепят совершенством. Они роскошны на столько, что, кажется, постоянное нахождение в них может слегка утомить глаза.
Александровкой дворец - это не золоченые палаты, не шикарная резиденция, не пряничный теремок, это просто дом. Дом последнего русского императора и его семьи. Он соседствует с роскошнейшим дворцом Екатерины в Царском селе, и строился как подарок ее любимому внуку Александру I. Однако дворцу суждено было стать пристанищем Николая II. Император жил здесь постоянно, загородный дворец не являлся, как это бывало обычно, летней резиденцией.
Музей здесь открылся не так давно, когда закончились долгие реставрационные работы. В Великую отечественную войну Александровкой дворец был разрушен практически до основания. В советское время дворец использовался попросту как склад. Подобные несчастья, как известно, пережили многие архитектурные памятники северной столицы. Перед вторжением фашистов успели эвакуировать некоторую мебель и личные вещи членов царской семьи.
Спальня царя и царицы имеет очень сдержанное, не броское, «не королевское» убранство. Друг против друга две кровати - по этикету в дореволюционной России супруги спали отдельно. На стенах: сплошным ковром висят иконы. Все русские монархи, конечно, были верующими: Николай со своей семьей был одним из самых набожных императоров. Иконы, что висят в музее сейчас, это не те, на которые молился Николай с женой - они утеряны, подарены, отданы церквям.
Гостиная дома убрана в стиле модерн - по моде начала двадцатого века. В гостиной императорская семья собиралась в пять вечера на чаепитие. На кресле как будто кем-то забыты пяльцы - это работы великих княжон: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия вышивали. На полу игрушки - это цесаревича Алексея. Наследнику российского престола, тяжелобольному и единственному сыну Николая II суждено было остаться в памяти народа ребенком. На стенах развешаны семейные фотоснимки. Этот скачок прогресса - фотография - был общим семейным увлечением. Все в этой комнате наполнено миром и родственной любовью.
Кабинет императора мало отличается от современных комнат подобного назначения. Большой письменный стол и огромная библиотека. Книг в доме было много, на разных языках, начиная от античных авторов до писателей начала прошлого столетия. В кабинете также стоит бильярд и фотокамераю
В Александровском дворце даже нет тронного зала, здесь показывают только одну, так сказать, торжественную комнату - это парадная столовая. На стене огромный портрет Марии-Антуанетты с детьми - подарок одного из европейский правителей. Вспоминая трагическую судьбу французской королевы, в голове невольно появляются тяжелые мысли о том, каким страшным пророчеством оказался этот подарок.
Развешанные на стенах семейные фотографии и иконы, предметы быта обычной дружной семьи, типа чайного набора, костюм сестры милосердия, принадлежавший старшей цесаревне, когда она работала в госпитале во время первой мировой, флакончик духов Александры Федоровны, под названием «Любимый букет императрицы», впоследствии более известный как «Красная Москва», свадебный гусарский мундир Николая, деревянная лошадка наследника Алексея - все это создает мирный домашний уют и пронизывает уважением к семейным ценностям в принципе, а также теплотой к этой семье и чувством горечи за необоснованное, злодейское и жестокое убийство.
Этот музей - дом последнего русского царя Николая II - это памятник не силы и мощи огромной державы, это памятник семейному очагу.
питер,
примечательности