О дисграфии. Как с ней живется, когда ты уже взрослый.

Nov 04, 2013 23:00

Я практически со слезами на глазах читала этот текст, потому что всё это про меня, а у меня сейчас очень активно идёт проработка темы самооценки, ощущения самоценности и, естественно, проблемы с грамотностью всегда очень болезненно мною воспринимались, куча комплексов по этому поводу и ощущение себя тупицей, которая так и не смогла научиться грамотно писать по-русски.

Оригинал взят у vokina в О дисграфии. Как с ней живется, когда ты уже взрослый.
Мне уже случалось писать о том, как сложно мне дается русский язык, и как тяжело мне с этим было в школе - вузе, где грамотность оценивалась. И вот еще две истории, с небольшими вариациями, это про меня.

Оригинал взят у juliamatveeva в О дисграфии. Как с ней живется, когда ты уже взрослый.
Оригинал взят у alina_enila в О дисграфии. Как с ней живется, когда ты уже взрослый.
Это почти обо мне. Разница в том, что в детстве и юношестве со мной этой проблемой не занимались. Но на моем пути попадались люди, которые помогали пережить сложные моменты, в которых требовалась грамотность, без ущерба для психики и чувства собственного достоинства.
Моя подруга, видя, что я не пробиваемая (хотя и назубок знала все правила), успевала писать свой диктант, и проверять мой, громко по-буквам пришептывая сложные слова. Учительница в выпускном классе (как же я ей благодарна!) проверяла мои сочинения, исправляла ошибки и давала мне их вновь переписывать (при этом, естественно я писала на черновике, давала вылежаться, проверяла, вновь переписывала, но это не спасало). Мои сочинения были лучшие в классе по содержанию и худшие по грамотности. И Учительница поняла, что можно человека забить и затюкать, а можно помочь проклюнутся чему-то другому. Проклюнулось. Что-то другое.
Как оказалось, дисграфия это наследственная штука. И я четко прослеживаю линию, по которой она передавалась в нашей семье. Мало того, у меня возникает подозрение, что на мне это не заканчивается. Но это другая история.
Моя история счастливая. С детства меня окружали люди, которые любили и были готовы помогать и поддерживать. Я знала свою особенность, работала над ней самостоятельно, как могла, но воспринимала ее именно как особенность. У кого-то большой размер стопы, необычный нос, очки, а я пишу с ошибками. Бывает. Был период, когда находились люди, которые насмехались и пытались сравнивать грамотность с интеллектом. А я искренне удивлялась, чего они цепляются. Часть таких людей отваливалось (чему я очень рада), а часть, через - принимали меня такой, с ошибками или искали другие варианты общения. У меня есть врожденно грамотная подруга. Ее от ошибок колбасит. Плохо ей. Поэтому она не читает мой жж, и вообще мы общаемся по телефону. А я ее читаю с удовольствием.
А недавно подруга, которая шептала мне диктанты заглянула в мой жж и удивленно сказала - о, ты настолько грамотнее стала, по сравнению с тем, что я помню со школьных лет. Красное подчеркивание рулит! (когда я его вижу)

Но я хочу предупредить!
Уважаемые будущие семинаристы. У меня дисграфия. Я пишу с ошибками. Путаю гласные, пропускаю их, с согласными тоже беда. И даже запятые часто лезут не туда. И работаю я без редакторов и корректоров (иначе это будет намного дороже). Так что, если вас коробят ошибки - не ходите в Африку глуять.
А если остались примите, что мои ошибки не являются отсутствием уважения к вам лично, и в принципе. Я исправляю, все что вижу. Порой по несколько раз. Другое дело как я вижу.
А ниже - пост девушки о жизни с дисграфией. Мне отозвался, т.к. очень близко по ощущениям.

Оригинал взят у mara_dn в О дисграфии. Как с ней живется, когда ты уже взрослый.
Переписка в одном ЖЖ натолкнула меня на идею написать про дисграфию не с точки зрения ликбеза, а с точки зрения человека, который с этим живет.

Мне еще, можно сказать, повезло. У меня наверное не очень сильная дисграфия и дислексия. От знающих специалистов я слышала, что когда все совсем серьезно человек реально не может писать и читать вообще.
Никак. И часто это и непреодолимо.


Мне же не составляет труда прочесть хорошую книжку за пару-тройку вечеров или написать несколько страниц текста.
Основной проблемой для меня всегда были орфографические ошибки. В детстве - пока я училась в школе борьба за грамотность стоила моря слез и крови мне и моим родителям. Многие годы я переписывала тексты, писала диктанты, делала упражнения и искала-искала-искала ошибки... Одно время мне даже прочили карьеру корректора. :)
С тех пор уже много воды утекло, но школьные годы я по сию пору вспоминаю с содроганием. Во времена моего детства дисграфия - как диагноз не существовала, по сему не было и никаких оптимальных вариантов ее коррекции.
Родители и я потратили огромное количество времени на утомительные и совершенно бесполезные способы борьбы с безграмотностью. Ни один из них мне не помог. По сию пору я пишу с ошибками. Подчас совершенно дикими, какие ни один нормальный человек не сделает. Я могу написать, к примеру, слово дуб через две буквы Б - "буб", или так увлечься написанием заглавной гласной буквы, что забыть о ней и написать вторую такую же рядом - строчную. Так получаются, например, слова: Аамерика или Еереван. Я удваивю буквы, слога, слова и даже целое предложение могу в задумчивости написать два раза. Часто я успеваю подумать на несколько слов вперед и начав писать одно слово - приписать к нему оконцовку второго.Однажды я пол сочинения называла главного героя феерическим образом - он у меня был:"Виктор и Ваныч".
Когда я печатаю, я часто набираю все нужные буквы, входящие в состав слова, но в совершенно ином порядке. Именно по этому мне не очень подходит печатание в слепую. Если я не контролирую какие кнопки я нажимаю на клавиатуре - нет никакой гарантии, что я нажму их в нужном порядке, да еще и не попаду по соседним клавишам с нужными. Ну, и плюс обычные орфографические ошибки. Если я не помню соответствующее правило русского языка - я увлекшись делаю самые глупые ошибки. Вплоть до ЖЫ-ШЫ. Легко!
Главное как следует увлечься - и текст становится практически не читаемым из-за обилия разнообразных ошибок и опечаток.
К счастью, последним испытанием моей грамотности было вступительное сочинение в МГУ. Что бы написать его я мало того, что готовилась именно к сочинительной его части целый год, кроме этого я интенсивно занималась русским. Одна репетитор позанимавшись со мной три недели отказалась от меня. Она сочла, что писать грамотно научить меня не всилах никто и никогда.
НО! В свое время - за пару лет до этого мне очень повезло. Мама нашла мне замечательную репетитора.
Во-первых, на своих занятиях она задействовала сразу три вида памяти - слуховую, зрительную и моторную. Я писала маленькие кусочки текстов, проговаривая их. Другие кусочки я запоминала зрительно наизусть, а потом писала диктанты. Уражнения мы делали по учебнику Розенталя. Ну, и собственно учили правила. Я не знаю ее ли это была разработка, но она расписывала правила очень логично. Чем-то правила в ее написании напоминали устройство определителя растений - "если написано так-то - выбирай вариант А, если сяк-то - вариант Б"... Туда же очень органично вписывались исключения. Эта репетитор научила меня применять правила на практике. До общения с ней правила русского языка и письмо в моей голове не пересекались.Пока мы с ней занимались я писала на твердые 5 с минуслом. Правда, с течением времени эффект ослбевал. Я занималась с ней в 8-мом классе. К 11-тому вторая репетитор сообщила родителям, что я не обучаема... И родители в споминили про первую репетитора. Последние две недели до сочинения я ездила к ней на занятия ежедневно. А вечером накануне она сказала мне - "Я сделала все что только было в силах и ты тоже. Я прошу тебя - если ты хоть немного, хоть капельку сомневаешься - не пиши слово, которое вызывает сомнения. Пиши, то в котором уверена".
Сочинение я написала на тройку. Скажу честно - эта тройка стоит всех, ВСЕХ моих пятерок вместе взятых - полученных до и после сочинения. Это самая тяжело давшаяся мне оценка. НИКТО из моих родственников и знакомых не верил до последнего, что я смогу написать сочинение на этот самый трояк. НИКТО. Только я отчаянно в это верила. И победила! Именно так. Я наверное никогда не забуду как вывешивали оценки во дворе факултета и как я вопила на весь двор: "Три, Мама!!! ТРИ!!!..." Люди оборачивались на меня, но никто ведь из них не знал КАКИХ усилий стоила мне та тройка!
А диктанты вызывают во мне ужас и дрожь поджилок по сию пору. Самая страшный способ проверки грамотности для меня - это диктант.
Но это все в прошлом. Как ни странно, но многое мне удается если не компенсировать, но удачно обходить.
Если я помню соответствующее правило - я напишу слово правильно. Если я вдумчиво прочту текст хотябы два раза - до 90% ошибок я вылавливаю. Если дать тексту полежать - хотябы сутки - скорее всего я увижу вообще все ошибки. Отсроченная проверка мне очень помогает. То ли что-то включается в голове, то ли еще что. Но на следующий день, а лучше через неделю - я вижу ошибки гораздо лучше, чем сразу после написания.
Очень помогают орфографические словари, проверочные программы в редакторах. Да, и просто всегда можно кого-нибуть спросить как пишется.
С чтением тоже не все гладко. Я читаю, конечно много, но медленно. В несколько раз медленнее чем в среднем взрослый человек. Плюс, если мне попадаются сложные слова или предложения - я бываю вынуждена прочитывать их вслух. Впринципе - главная моя модальность зрительная. Но если нужно читать что-то сложное - то приходится подключать и слуховую. Хотя при всем при этом воспринимать что-то только со слуха мне сложнее, чем зрительно.
Часто, если я тороплюсь или увлеченно читаю - я могу буквально видеть совсем другие слова, нежели те, что в тексте. Иногда я прям ловлю момент подстановки других букв - похожих по очертанию. Самая известная моя "очитка" - название рассказа Сетон Томпсона - я прочла словосочетание "Мустанг Иноходец" - как "Мангуст Лихоимец". Подобное со мной случается сплошь и рядом. Но обычно я это сразу отлавливаю.
Ну, и тот факт, что никто больше не ставит оценки за грамотность - это очень помогает писать правильно.
Я много лет жила в состоянии мучительного стыда за свою неспособность писать без ошибок. За "между двойкой и тройкой" по русскому. За все бесчисленные диктанты с 50-тью ошибками на лист. За все "оставлена на осень"...
Теперь это прошло. Никто больше не оценивает меня. Грамотность перестала быть критерием успешности и мне стало почти все равно есть она у меня или нет. Близкие друзья, да и большинство знакомых оносятся к моей проблеме с пониманием. Я стараюсь хотябы проверять, что написала. И в целом, в целом - дисграфия мне жить не мешает.
Я, конечно, понимаю, что ряд профессий - не для меня. Учителем русского языка, например, мне никогда не быть, но я не особенно и рвусь в такие профессии.
Есть, правда, и ложка дегтя в этой бочке меда. Периодически мне встречаются люди твердо убежденные в том, что умение грамотно писать и уровень интеллекта - это вещи прямопропорциональные и взаимосвязанные.
По их мнению - если человек не способен писать грамотно - то он если не дебил, то как минимум не умный.
"Как Вы можите претендовать на то, что разбираетесь в том-то и том-то, если Вы пишите слово "корова" через А?... - пишут мне они - " потому как Вы пишите сразу видно, что Вы не специалист и вообще ни в чем не разбираетесь!..." "Позор! Вам, как профессионалу должно быть стыдно, что вы делаете ошибки в треминах!" - сообщают мне другие.
И тут я, признаться, совершенно теряюсь. Потому, что с одной стороны мне странно, что мой опыт и знания совершенно нивелируются всего лишь парой-тройкой грамматических ошибок. А с другой стороны - не докажешь же всем и каждому, что я это не от глупости и не знания делаю... Да и если начинать доказывать - часто мне вменяют в качестве дополнительного "греха" - лень - дескать, ладно - вот эти странные ошибки - так и быть от дисграфии. Ладно, убедили - имеете право. Но вот эта, эта и во-о-он та в восьмой строке - это простые орфографические ошибки - они точно от лени и не желания потрудиться!...
И все. Для таких людей я становлюсь немножко как бы недочеловеком. Со мной уже можно не считаться и не принимать меня в серьез. Это бывает очень обидно.
Обычно я стараюсь с такими людьми не общаться и никаких дел не иметь. Ну, а те кто знает меня близко - знает и, что грамотность и интеллект - веши не связанные.
Так что в целом дисграфия редко напоминает мне о себе.
Вот.
Надеюсь кому-то этот длиннющий текст будет полезен.

о грустном, психология, жизнеутверждающее, образование, размышления, самопознание, полезные ссылки, интересно, воспитание, я

Previous post Next post
Up