Важным моментом, оказывающим влияние на безопасность движения, выполнение графика движения
пассажирских и пригородных поездов, являются возникающие в них пожары. В действительности, каждый пожар в пассажирском или пригородном
поезде приводит к нарушениям в организованном движении поездов, а изредка и к трагическим результатам.
Единая система пожаробезопасности на
железной дороге успешно работает 95 лет. В 1918 г. на ж/д станциях и отдельных пунктах были созданы пожарные команды и пожарные посты. В мае 1921 г. были сформированы первые семь пожарных поездов на станциях Москва, Бологое, Вологда, Смоленск, Курск, Самара и Екатеринбург.
В данный момент пожарной охраной на объектах железной дороги целиком занимается Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации". Специалисты ФГП "ВО ЖДТ РФ" обладают правом регулярно контролировать меры пожарной безопасности объектов и подвижного состава. Они имеют возможность в нужный момент обнаруживать нарушения требований пожаробезопасности и предпринимать необходимые меры вплоть до прекращения использования объекта. Это способствует минимизации рисков возникновения пожаров.
[caption id="" align="alignnone" width="1355"]
Структура ФГП "ВО ЖДТ РФ" (кликните на рисунок для увеличения)[/caption]
По информации, предоставленной на сайте
ФГП "ВО ЖДТ РФ", в настоящее время профилактику пожарной безопасности на объектах железной дороги и подвижном составе осуществляют более 400 пожарных инспекторов, в ежедневной готовности к действиям находятся 310 пожарных поездов, в том числе 64 специализированных, с повышенными тактическими возможностями по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. Пожарные поезда являются основой оперативного противопожарного реагирования на железной дороге. Давайте посмотрим, что представляет из себя вагон пожарного поезда:
[caption id="" align="alignnone" width="1024"]
Планировка вагона пожарного поезда (кликните на рисунок для увеличения)[/caption]
Пожарный поезд всегда вызывается диспетчерской службой ОАО «РЖД» и/или ФГП «ВО ЖДТ России». Причиной для вызова служат возникшие пожары в поездах или на ж/д объектах, крушения, сходы с путей и столкновения поездов, аварии с опасными грузами, а также их применение в рамках гарнизонов пожарной охраны.
Время подачи локомотива для пожарного поезда обязано не превышать восьми минут со времени получения приказа на выезд (включая время для подготовки пожарного поезда), а время отбытия поезда с места стоянки - десяти минут.
На электрифицированных ж/д линиях пожарные поезда, в соответствии с правилами, транспортируются тепловозом или паровозом.
При отсутствии на ж/д станции свободного локомотива для пожарного поезда выдаётся локомотив любого поезда, находящегося на этой ж/д станции и прилегающих участках.
Пожарный поезд движется к точке пожара с приоритетом перед всеми другими поездами со скоростью, максимально возможной для данного участка пути, и/или с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и подвижного состава пожарного поезда.
Порядок организации и ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте определен «Инструкцией по тушению пожаров в подвижном составе на железнодорожном транспорте» (РД РБ БЧ 40.007-98).