Что сулят нам новые «квиточки»

Oct 09, 2012 09:23

Расчётные центры предлагается привести к одному знаменателю
В октябре нам придут новые «квиточки» на коммунальные услуги. В них мы, помимо новых тарифов, увидим и некоторые другие новшества. Например, ожидается, что в квитанциях добавится строка об оплате мест общего пользования. Но этим новации не исчерпываются. Какие же при их введении могут встретиться подводные рифы и как их избежать?



Поправки в нормативные акты по расчётам за коммунальные услуги вызвали живой интерес на форуме по энергоэффективности в Перми


О «коммунальных нововведениях» говорилось на семинаре для управляющих компаний и ТСЖ в рамках третьего межрегионального форума «Энергосбережение и энергоэффективность». Тема оказалась настолько актуальной, что семинар, по сути, превратился в дискуссию.

Действительно, уже в октябре в коммуналке вступают в действие нормативные новации. Они должны оптимизировать взаимоотношения сторон на рынке коммунальных услуг. Как показал семинар, эксперты позитивно относятся к такому замыслу. Но они также констатируют: есть различные пробелы, которые, если их не устранить, могут стать неприятной ложкой дёгтя.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ПОДЪЕЗДЫ
Коротко нормативные изменения описала заместитель министра энергетики и ЖКХ Пермского края Светлана Токмакова. Она пояснила: с 1 сентября вступили в силу правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные 354-м постановлением федерального правительства. Для того чтобы эти правила заработали в полной мере на территории Пермского края, в регионе были приняты нормативы потребления воды и электроэнергия для жилых помещений, а также новые нормативы для мест общего пользования. Что касается нормативов по теплоснабжению, то они пока останутся прежними, и порядок начислений платы за отопление пока не изменится. То есть на территории региона будет действовать прежнее 307-е краевое постановление - до особого решения правительства Пермского края.

Начисления пойдут раздельно по жилым помещениям и на места общего пользования, что найдёт отражение и в квитанциях. Министерство энергетики и ЖКХ Пермского края уже проводит консультации для организаций, которые составляют платёжные документы. Есть приказ федерального Министерства регионального развития, которым утверждена примерная форма платёжного документа. В идеале такая квитанция будет содержать большой объём информации, которая должна позволить потребителю проанализировать расчёты по своему конкретному помещению. Очевидно, новая форма «платёжки» будет вводиться в Прикамье поэтапно. Но, как предполагает Светлана Токмакова, какие-то преобразования в этом документе мы увидим уже в октябре.

ТОВАРИЩ ДОМ, ПОКАЖИТЕ ПАСПОРТ!
Станут ли при всех этих преобразованиях платёжки «прозрачнее» для граждан? Проще ли им будет контролировать справедливость начисленных платежей? По замыслу - должны. Но на практике могут возникнуть реальные затруднения. Выступая на семинаре, исполнительный директор ООО «Пермская сетевая компания» Артём Голобоков перечислил те барьеры, которые могут обнаружиться уже в ближайшее время. Например, чтобы потребитель мог проконтролировать выставленные за коммунальные услуги счета, он должен располагать необходимой информацией. Жителям должны быть доступны показания коллективных счётчиков, справки о ежемесячном потреблении ресурсов по внутриквартирным счётчикам. Кроме того, нужно будет посчитать объём услуг по местам общего пользования, который сейчас будет рассчитываться по сложным формулам. Они будут учитывать степень благоустройства, этажность, количество собственников и пользователей в жилых и нежилых помещениях. Нужен будет паспорт дома.

Но вот тут-то как раз и загвоздка. «Пермь, в отличие от некоторых других крупных городов, пока не имеет единого паспортного стола, - говорит Артём Голобоков. - Учёт количества реально проживающих в квартирах также неточен. И тут обязательно нужно наводить порядок». Из-за различных «пробелов» не только жильцам будет затруднительно что-либо проконтролировать, но и тем, кто выставляет «квиточки», - правильно их рассчитать. По словам Артёма Голобокова, существующие локальные биллинговые центры могут оказаться не готовыми к изменившемуся законодательству, например, ему не соответствуют те программные продукты, которыми они пользуются. По его мнению, оптимальным выходом могло бы стать создание единого расчётно-кассового центра, способного сделать качественные и прозрачные расчёты. Ещё один нормативный пробел, по мнению Артёма Голобокова, заключается в том, что не решена проблема нормирования горячего водоснабжения домов, в составе которых есть оборудование для приготовления горячей воды - бойлеры. И это далеко не полный перечень «белых пятен», которые требуется как можно быстрей устранить.

ЕСТЬ ИДЕИ
Какими видятся экспертам пути оптимизации «коммунального рынка»? Для «прозрачности» расчётов и информации о начислениях граждан необходимо, в первую очередь, как можно скорее консолидировать деятельность паспортных столов. Далее неизбежна принудительная и полная паспортизация многоквартирных и частных домов. Логичный следующий шаг - создание краевого расчётного центра, работающего с единым программным продуктом и единой нормативной базой данных. Кроме того, нерадивые УК тоже не должны «остаться в тени»: для установления ответственности за неразмещение публичной информации, необходимой для осуществления контроля собственников за производимыми коммунальными платежами.

ПО ФАКТУ И ОБЪЁМ
Для устранения «законодательных пробелов» требуется соблюсти несколько важных условий. В первую очередь, в Пермском крае необходимо утвердить нормативы потребления коммунальных услуг, соответствующих фактическому объёму потребления. То есть платить только за то, что реально поставляется, без «перекосов». Второй шаг: уполномоченный региональный орган минэнергетики и ЖКХ издаёт нормативный акт, позволяющий систематизировать порядок начисления и корректировки коммунальных услуг, а также коммунальных ресурсов. В идеале документ должен представлять собой методичку, согласно которой председатели ТСЖ, например, смогут производить перерасчёт в зависимости от этажности дома, наличия или отсутствия узла учёта, применения энергосберегающих технологий и пр. Далее, для всех расчётных центров (или будущего краевого расчётного центра) должен существовать единый алгоритм начислений и корректировки коммунальных услуг, чтобы не возникало путаницы. Ещё одно звено цепочки - переход на двухкомпонентные тарифы на горячую воду и тепло. В соответствии со всеми вышеописанными изменениями должны быть скорректированы и договоры ресурсоснабжения, которые должны соответствовать нормативной базе.

Пока что вопросы, вынесенные на обсуждение традиционного ежегодного форума в Перми, требуют ответов. Но комплексная работа в этом направлении уже ведётся, и первых результатов ждать уже недолго.

Михаил АНДРЕЕВ

Жильё моё

Previous post Next post
Up