Здание комплекса пристанских складов пермского купца Н. В. Мешкова в Самаре
Личный секретарь Владимира Ильича Ленина Лидия Александровна Фотиева вспоминала: «Поначалу Мешков плохо разбирался в партиях. Его охаживали эсеры. Я была у него на вечере, где была собрана пермская молодежь, человек пятьдесят. Гвоздем вечера была известная эсерка Брешко-Брешковская… Скоро Мешков понял, что эсеры не та партия, которой надо помогать, и одно время давал деньги меньшевикам. Потом в конец разобрался и стал систематически помогать большевикам. С ним были связаны члены ЦК нашей партии. Я лично помню случай, когда надо было найти средства, чтобы переправить за границу бежавшего из ссылки товарища-большевика. Мне поручили обратиться к «дяде Коле», как мы его звали. Не колеблясь ни секунды, он вынул 100 рублей и дал мне. Вообще, когда надо было помочь, Мешков не колебался, даст нужную сумму да еще тихо скажет: «Спасибо, что доверились».
Пермский купец и пароходчик Николай Васильевич Мешков
Фамилия Мешкова известна каждому пермяку. Дом купца на набережной в Перми до сих пор называют «мешковским». С фамилией Мешкова связывают и комплекс пристанских складов в Самаре.
Николай Васильевич Мешков родился в городе Весьегонске Тверской губернии 30 мая 1851 года. С 1972 года работает в пароходстве купца Соболева в Казани. В 1875 году переходит на службу в большую пароходную фирму «Товарищества Волго-Камского пароходства» и с 1876 года состоит в должности «полного доверенного» Товарищества в бассейне реки Камы.
Вместе с М. И. Шулятиковым начинает свое дело с аренды парохода «Пожва». Количество новых судов растет. К 1891 году Мешков владеет судами «Вера», «Чермоз», «Полюд», «Тургояк», «Добрянка», «Ныроб» и другими.
Позже Николай Васильевич покупает пароходства Ржевина и Кирьякова на верхней Каме, братьев Тупицыных и Сорокина на реке Белой, объединяется с пароходством Каменских, организуя «Товарищество пароходства и транспортирования грузов братьев Каменских и Н. Мешкова», и по данным Рабиновича, вытесняет с Камы пароходства «Кавказ и Меркурий», а также «Самолет».
Основные маршруты, которые интересовали Мешкова, это «Пермь - Нижний Новгород», «Нижний Новгород - Москва». Мешков принимал активное участие в открытии пермского университета, учредил более 200 личных стипендий по всей стране, издавал журнал «Минувшие годы».
К концу XIX века Николай Васильевич заинтересовался рынком строительных материалов, и, прежде всего, новыми тогда материалами - заводским цементом и бетоном, которые были необходимы пароходчику для строительства подъездных путей к причалам. В 1897 году Мешков строит цементные заводы за Уралом и является председателем правления «Товарищества Глухоозерских цементных заводов». Строительный бум в волжских городах, в том числе в Самаре, не остался незамеченным Мешковым. В 1899 году Николай Васильевич открывает контору по продаже глухоозерского цемента в Самаре, утверждая, что местные купцы, занимавшиеся продажей цемента - братья Клодт, Александров и Ротман, вовсе и не конкуренты. И это неудивительно, ведь спрос на цемент превышал предложение.
В 1909 году петербургская строительная компания «В. Ротерт и Ко» возводит для Мешкова пристанский комплекс складов в Самаре в стиле модерн. Компания «В. Ротерт и Ко» была известна своей специализацией по возведению построек из бетона и пустотелых камней.
Использование бетона при строительстве складов было обусловлено тремя основными причинами: во-первых, бетон для Мешкова был наиболее доступен; во-вторых, бетон как материал из-за своих фактурных особенностей замечательно подходил для модернового комплекса; в-третьих, постройки из бетона служили живой рекламой нового строительного материала.
Благодаря фактурным особенностям бетона, здания имеют специфическую декоративную отделку. Пристанские склады Мешкова (два склада и особняк) заслуженно признаны уникальными объектами в стиле модерн. Извивающаяся, ломаная линия складов словно вырастает из пучины волжских волн, как бы повторяя их бурный бег.
Решением куйбышевского областного исполкома комплекс был признан памятником культурного наследия регионального значения в 1987 году (Р.ОИ от 06.05.87 г. № 165).
Перевозка цемента из Зауралья вскоре становится накладной, и Николай Васильевич Мешков участвует в акционировании Вольского цементного завода на севере Саратовской губернии в 1912 году. Но не только производство и продажа цемента связывали Мешкова с Самарой. В нашем городе жила его родная сестра Надежда Васильевна Батюшкова (урожденная Мешкова), известный благотворитель и общественный деятель, председатель самарского общества попечения о бедных и Мариинского приюта детей воинов (1902 - 1915 годы). Мешков был близок и с её мужем - потомственным дворянином, заводчиком, гласным городской Думы, председателем общества велосипедистов Николаем Дмитриевичем Батюшковым. Именно с подачи Батюшкова Мешков стал акционером Вольского цементного завода. Один из пароходов Мешкова носил имя «Батюшков».
Реклама конторы Н. В. Мешкова из справочника «Вся Самара» за 1900 год
Здание первого склада
Оригинальное название «Волготанкер. ЗАО «Речбункер»
Здание второго склада
Удивительная фактура
Административный корпус (особняк)
Николай Васильевич за работой
Гордо реет буревестник
Мешков был активным противником самодержавия. Известно, что в кругу близких людей Мешков говорил: «Самодержавие надо валить. Оно нам мешает». Мешков помогал деньгами газете «Искра», легальному марксистскому органу «Звезда».
Ни раз Николая Васильевича арестовывали. В одном из дел в жандармском управлении сохранилось описание «бунтаря»: «Рост его два аршина семь вершков, телосложения крепкого. Цвет волос темно-русый с сильной проседью на голове, усах и баках. Гладко острижен. Дальнозоркий. Носит пенсне для чтения и письма».
После Октябрьского переворота все активы миллионера Н. В. Мешкова были национализированы. Узнав о национализации заводов и пароходства, Николай Васильевич лишь заявил: «Что конфисковали - правильно, но почему без описи?».
В 1920 году по протекции самого Красина Николай Васильевич поступает на службу консультантом народного комиссариата путей сообщения. В 1931 году Мешков ушел на заслуженный отдых с полным пенсионным обеспечением.