200 лет, протекшие с момента возникновения г. Перми до настоящего времени целиком видоизменили уклад общественной жизни. То была пора феодального, крепостного русского строя. Теперь мы живем в переходное время от частно-хозяйственного строя, строя капиталистического, к хозяйству планомерно-общественному, социалистическому.
Это переходное время, совпавшее с периодом послевоенного обнищания страны, делает настоящий момент исключительно ответственным. Нам нужно учиться самим и учить, готовить будущих строителей государства. Эго обязывает нас изучать природные и производительные силы страны, по преимуществу той местности, в которой мы живём и работаем.
Путь изучения местного края выдвинут революцией, как первооснова хозяйственно-экономического и промышленного возрождения республики в целом. В центре и во многих местах Республики за годы революции сделано в этом отношении очень много, в частности города преимущественно русского севера: Вятка, Вологда, Кострома, Казань, Ярославль, и др. имеют специальные институты, общества, печатные издания и т. п. Родиноведение положено в основание построения всех программ трудовой школы.
Между тем, на Урале, в Екатеринбурге и Перми, не сделано почтя ничего. Досадно отметить, что в дореволюционные годы изданий, посвящённых краеведению, было больше, чем теперь. В настоящее время нет ни одного вполне обработанного по Екатеринбургской и Пермской губернии статистического обзора, сборников, посвященных экономике и природным богатствам края в связи с электрофикацией и рационализацией хозяйства, нет описания художественных памятников Пермской старины, что так легко утрачивается в годы государственных катаклизмов, нет учебного пособия при изучении Пермского края. Все это очередные задачи.
Поэтому в связи с 200-летием Перми, мы предлагаем провести следующие мероприятия:
1. Организовать в Перми, при Губернской центральной библиотеке или при музее, вполне самостоятельную библиотеку по краеведению с отделами книжным, картографическим и библиографическим.
2. Организовать путем дублирования экспонатов на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку и привлечения новых через все хозяйственные органы и промышленные учреждения на губернскую выставку, характеризующую современное состояние промышленности и сельского хозяйства в Пермской губернии; по окончанию выставки все материалы передать Пермскому государственному музею.
3. Отпустить средства на расширение и пополнение местного государственного музея, дав ему поручение расширить прикладное политическое значение музея.
4. Организовать совместными объединенными усилиями Политпросвета, музея, университетских сил, деятелей Губэкосо и государственных учреждений исследовательский институт по изучению Пермского края, признав за ним значение областного ученого обследования.
5. Издать: а) учебное пособие по изучению местного края и б) альбом художественной старины и исторических памятников Пермской губ.
Это будет лучшим ознаменованием и памятником 200-летия Перми от рабоче-крестьянского населения и правительства, поскольку все эти мероприятия направлены к возрождению хозяйства и укреплению РСФСР.
Источник: Звезда (Пермь), 1923, №60, с.4.
PS: Большое спасибо за скан статьи Ольге Кудрявцевой!