Негласные правила общения с сотрудниками ДПС (мои комментарии)
Oct 23, 2012 19:17
Originally posted by alexstoma at Негласные правила общения с сотрудниками ДПС (мои комментарии) Оригинал взят у ar00t в Негласные правила общения с сотрудниками ДПС (мои комментарии) Товарищи автолюбители, специально для Вас я написал памятку о Ваших правах и обязанностях сотрудников ДПС на случай, если Ваше транспортное средство было остановлено полицией. Итак, стандартная ситуация - едите Вы как-то по дороге и вдруг, откуда не возьмись, с обочины, Вам машут полосатой палочкой. Останавливаемся и сразу вспоминаем "Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185". Три года назад пункт 43 звучал так:
43. Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме.
Но в 2010 году законодатели поняли, что главное - это не получение штрафа с автовладельцев, а пресечение нарушения. В связи с чем вышли поправки к приказу, и данный пункт изложили в следующей редакции:
43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.
Так что если сотрудник ДПС, как Коперфильд, появился прямо перед Вашим носом из неоткуда - смело заявляйте ему, что все его дальнейшие требования незаконны, так как он нарушает святое святых - приказ УВД. Кроме этого мы с Вами знаем о том, что частенько сотрудники ДПС "ловят" нерадивых нарушителей ПДД выезжая на доверенный им участок не на машине принадлежащей полиции, а на своей собственной. В этом случае Вы можете процитировать 41 пункт того же 185 приказа:
41. При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.
Говорю за себя - если на трассе я увижу, что меня "тормозят" сотрудники полиции, рядом с которыми стоит машина без специальных знаков - проеду мимо, так как согласно статьи КоАП 12.25:
Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства - влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей.
500 рублей - это не такие большие деньги, чтобы рисковать своей жизнью, а суд, в случае чего, уже разберётся кто прав, а кто виноват.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
Это Важно, так как первое, что Вы должны услышать - причину Вашей остановки. И если Вы её не слышите то должны произнести следующее "Назовите, пожалуйста, причину моей остановки". Согласно данного приказа сотрудник ДПС обязан назвать одну из причин указанных в 63 пункте - других причин для остановки Вашего транспортного средства не существует:
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: - установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
Здесь всё понятно - если Вы нарушили правило дорожного движения будь добр остановись. Что делать дальше - я расскажу ниже по тексту, ну а пока продолжим читать:
- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения; - наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
Есть ориентировка на Вашу эксклюзивную машину? - попросите показать её, так как статья 24 Конституции РФ гласит:
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Читаем далее причины остановки из 63-ого пункта:
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; - необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; - необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; - выполнение распорядительно-регулировочных действий;
Ну надо так надо. Здесь даже спорить не стоит.
- необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
Лично я согласен на штраф предусмотренный КоАП от 100 до 200 рублей (ст 12.25).
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Смотрим внимательно то, что написано в скобках - "только на стационарных постах ДПС". Т.е. просто так стоящий на обочине сотрудник ДПС проверять Ваши документы никакого права не имеет. Ну и последний пункт, в соответствии с которым Вы также имеете право на ознакомление со всеми необходимыми документами, звучит так:
- проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
НО при этом сотрудник ДПС уверяет, что Вы проехали на красный сигнал светофора, не пропустив при этом пешехода на "зебре", ну и конечно же остановились в неположенном месте с огромным превышением скорости. Здесь мы сразу же вспоминаем Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Статья 1.5. Презумпция невиновности 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Если Вы уже нарушали ПДД, и Вас на этом ловили на месте, то Вы знаете о том, что сотрудник ДПС в очень редких случаях сам сразу называет нарушение, которое Вы допустили. Очень часто он пытается сделать так, чтобы Вы сами назвали его и затем уже начали оправдываться. Вот в этом случае и начинает работать вышеупомянутая мной 1.5. КОАП. Т.е. если у сотрудника ДПС нет видеозаписи, с видео-камеры, имеющей не просроченный сертификат, где чётко видно Ваше транспортное средство с чётко просматриваемыми номерами, где Вы зафиксированы в момент совершения правонарушения - Вам ничего предъявить не могут. Разумеется, у сотрудника ДПС могут быть свидетели, которые, обычно, стоят там же рядом с сотрудником ДПС. Но здесь тоже вопрос неоднозначный, так как в суде, показания таких свидетелей можно былобы попробовать переквалифицировать из свидетельских в "заведомо ложные" (ст. 307 УК). В качестве доказательства можно запросить протоколы штрафов за последний месяц - и узнать сколько раз данный свидетель был привлечён в качестве свидетеля по одному и тому же административному правонарушению. Разумеется, быть свидетелем можно сколько угодно раз и это не противозаконно, но данный факт может стать основой для проведения дополнительных проверок со стороны контролирующих органов.
Но сотрудник ДПС совершенно беспочвенно начинает тянуть время, ну а мы, тем временем, продолжаем читать 185:
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Т.е. спокойно достаём видеокамеру/сотовый телефон/фотоапарат или наводим на него объектив видеорегистратора и параллельно начинаем звонить ...
23. .... По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
По-хорошему телефоны контролирующих органов у Вас уже должны быть под рукой, но если их нет - требуйте.