Древние растениеводы изобрели не только плуг и монокультурные посадки. Во все времена существовали люди, которые принимали на вооружение естественные, природные методы культивирования растений.
Именно так появились чаиры-поликультурные сады, которые крымские урумы и татары создавали на принципах, аналогичных пермакультуре. Вот эти принципы:
1) Защита от ветра и сохранение влаги.
Чаиры создавались в тесных долинах гор, защищённых от ветра. Для сохранения влаги использовались плетёные запруды, формировавшие цепочку влажных терасс. Иногда создатели чаиров корректировали русла ручьёв таким образом, чтобы направить дополнительную влагу в зону своего лесного сада.
2) Смешанные посадки.
В чаиры пересаживали дикорастущие плодовые деревья из окружающего леса-самые сильные и приспособленные к окружающим условиям. Вперемешку сажали фундук, кизил, тёрн, яблони, груши, сливы, абрикосы. На «дичках» прививались культурные сорта, нетребовательные к уходу.
Также культивировались и неплодовые деревья-платан, конский каштан и тополь помогали регулировать температуру и влажность, шелковица выполняла функцию шпалер для виноградных лоз…
3) Философия минимального вмешательства в природу.
В чаирах деревья росли без всякого ухода, их не обрезали, не поливали и не рыхлили землю, не боролись с вредителями и болезнями. За счёт своей силы и благоприятных условий растения сами себя защищали.
Я узнал о чаирах из
прекрасной статьи крымчанина Александра Чердака, которую я обязательно советую прочитать целиком, а сейчас я передаю ему слово для того чтобы проиллюстрировать последний пункт нашего списка:
«При обустройстве чаира земледелец принимал в расчёт взаимное расположение растений, учитывал особенности рельефа, строение и состав почвы, стороны горизонта, и еще многие тонкости, чтобы создать единый саморегулирующийся организм с именем Чаир. День за днём, год за годом бахчаджи (садовод) постепенно формировал растительное сообщество - которое мы теперь называем фитоценоз - обладающее свойствами саморегуляции, взаимоподдержки, устойчивости к вредителям и болезням. С окружающим горно-лесным ландшафтом и микроклиматом эти небольшие сады чаиры были связаны тысячью незримых нитей, обеспечивающих ход природных процессов без особого участия человека.
…
Красота и достаток породили весьма своеобразную философию - биофилософию, то есть философию наслаждения природой, изучения природы и увеличения ее богатств с минимальным вмешательством и минимальным приложением физического труда.
…
«Все делается в этих садах само собою: текущий с гор ручей приносит столько воды, сколько нужно, сухих сучьев хватает на растопку, а травы на корм скоту… Сады, оставленные на произвол случаев, содержат в себе деревья, насаженные с давнего времени, ибо татары любуются лишь происходящею от них тенью, веселятся множеством плодов и ожидаемою от того прибылью.» - таково было первое впечатление от чаиров русского аристократа Петра Сумарокова, посетившего Крым в 1799 году.
…
Начиная от почв и вод и кончая микроклиматом, сады чаир были настоящими рукотворными ландшафтами, где все природные процессы служили человеку. В чаирах саморегуляция и устойчивость биоценоза достигла наивысшего уровня, которая нынешним садоводам и присниться не может.»
Крымский чаир.
(Иллюстрация взята с сайта plener.com.ua.)