«Арабеск-2014» открылся гала-концертом в постановке Владимира Васильева, художественного руководителя конкурса и председателя его международного жюри. Васильев впервые за всю историю пермского балетного форума отменил «сидячую» церемонию зачина, включавшую, обычно, жеребьевку участников, и избавил пермскую публику от бесконечно долгого созерцания представления членов жюри, выслушивания торжественных речей и здравиц во имя искусства классического балета и дефиле с букетами.
Официоз он отменил в угоду Его Величеству Танцу, предварительно рассудив: чтобы танцевать, а не говорить в вечер открытия, есть два повода. Собственно, сам конкурс «Арабеск», собравший в нынешнем году более 80-ти участников их 12-ти стран мира. И, что важно, юбилей Екатерины Максимовой, чье имя с недавних пор присвоено «Арабеску»: в этом году великой балерине исполнилось бы 75 лет.
Вспоминать Максимову в зале Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, где конкурс «Арабеск» прописан, казалось бы, и нет нужды: здесь всё пропитано ее немеркнущим образом и наполнено искренней и незабвенной любовью к ее артистическому и человеческому таланту. И все-таки. Не будь земного поклона Максимовой на старте нового «Арабеска», пермяки бы не поняли и, может быть, не простили. Любовь к Максимовой для них, как и для многих на земном шаре, выражена не только воспоминаниями. Но и - танцем, и музыкой, где трепещет ее артистическая душа, чувствительная к мелодической гармонии, к коей ведут крутые спуски и подъемы, бури и натиски, девятые валы и порванные струны.
Мир Екатерины Максимовой, вместивший в себя множество культурных архетипов, помноженных на ее артистическое «Я», как и мир начертавшего на театре The Globe Шекспира слова «Totus mundus agit histrionem» («Весь мир - театр»), Васильев проинтонировал двумя часами сценического времени. Но в этих двух часах было всё: большая любовь и большая боль, высокая поэзия и музыка небес, страсть минувшего и благоговение перед будущим. И во всем этом жила она: его Катюша и наша Екатерина Сергеевна. Будто сошедшая легкой походкой Елены Князевой, героини знаменитого васильевского фильма, с экрана - в зал, сопровождаемая проникающим баритоном Валентина Гафта, посвятившего ей свои стихи:
«Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
Ах, только б не остановиться,
Не раствориться в суете,
Пусть голова моя кружится
С Землею вместе в Фуэте.
Ах, только б не остановиться,
И если это только снится,
Пускай как можно дольше длится
Прекрасный Сон мой - Фуэте!
Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь - это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение - опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…»
Эпиграфом к предстоящему событию - конкурсу «Арабеск» - стал «Класс-концерт», поставленный Васильевым для театра «Балет Москва». Часовой спектакль: череда росчерков беглого пера Мастера - картинки, живописующие полную счастья и неурядиц, поражений и побед, горечи и юмора жизнь балетного артиста. От ее начала и до ее конца. Все эпизоды «прописаны» в балетном классе некоей театральной компании. Тут делают тренаж, репетируют партии-роли, готовятся к спектаклю. Тут - меж экзерсисами и пересменками - вершится таинство театра: от заготовок и набросков к выходу на зрителя, к премьере. Молодежь гурьбой носится по сцене, смиряясь работой - чтобы совместно повторить адажио из «Щелкунчика» или, состязаясь в совершенстве, окунуться в праздничную стихию «Дон Кихота», а то и (словно перед высоким жюри) показать свои способности в умноженных зеркалами pas Нирити - героини балета «Талисман». За всем до поры до времени безмолвно наблюдают двое - старый артист и старая артистка (Константин Матвеев, Анна Краснова). Их диалог на пороге финала пронзителен. Оба - в центре сцены, почти не двигаются и уж тем более не танцуют. Только смотрят друг на друга, не отводя глаз. Рука к руке. Щека к щеке. Сердце - к сердцу. Потом она уходит, а он, опершись на костыль, продолжает дорогу, впереди которой видится легкий абрис их молодости и их немеркнущей мелодии.
Перед ним, одиноким, - вечно юная и вечно зеленая стезя искусства балета. Уже пройденная и возникающая лишь воспоминаниями. Теперь по ней ступают другие. Лучшего зачина к конкурсу едва ли можно сыскать. Васильевский опус, исполненный в Перми куда как менее ладно, чем на премьере в Москве (сказалось и отсутствие репетиции, и ничтожный интервал между перелетом труппы и ее выходом на сцену), публика приняла как настоящее откровение, исповедь. Легенду и биографию Артиста, познавшего в своей профессии всё, что только возможно - от начала и до пути в вечно юную и вечно зеленую бесконечность.
Вторая часть вечера была отдана фантазиям на тему: замечательной хореографической картине Раду Поклитару по мотивам произведений Андрея Платонова «Земля обетованная» на музыку Ф. Шопена (ее показали артисты Воронежского театра оперы и балета); двум номерам талантливой Елены Богданович - «Тайна сакуры» на музыку Т. Такемицу (танцевала Такуда Саяка) и In The Air (парафраз мини-балета Леонида Якобсона «Полет Тальони», здесь - на музыку Моцарта); грифельной зарисовке Веры Арбузовой «Девочка-спичка», обдавшей холодным очарованием сказки Андерсена (Александра Аверина, Воронеж); дуэту петербургского хореографа Юрия Смекалова «Расставание» в атакующем исполнении Кристины Кретовой из Большого и Игоря Колба из Мариинского театров; фантастической по погружению в первоисточник хореографической поэме Морихиро Иваты «Всё не так» на песню В. Высоцкого (член жюри нынешнего конкурса, он впервые, и - блестяще, исполнил свою хореографию, поставленную ранее на премьера Большого театра Михаила Лобухина).
Но поверх всего парил Вальс.
Балерины Большого театра Кристина Кретова, Анна Никулина, Марианна Рыжкина, Наталья Балахничёва из «Кремлевского балета» и Татьяна Предеина из Челябинска (все - ученицы Екатерины Максимовой), плюс Владислав Лантратов (Большой театр) в хореографической симфонии Владимира Васильева сложили венок сонетов в память о героине вечера. Манера Максимовой, ее стиль неуловимым образом воплотились в вальсе любви, вальсе надежды, вальсе прощания. Каждая из исполнительниц, а все - ярчайшие индивидуальности, сумела взять от Максимовой главное и транслировать его в зал: редкое артистическое достоинство Балерины и умение собирать воедино нюансы и штрихи жизни, какой бы далекой от балета она ни виделась.
Мы словно заглянули в прошлое, а увидели будущее. И этим волшебством, конечно, обязаны Екатерине Максимовой. «Она в движении всегда и потому она прекрасна!»
Сергей Коробков