Nov 04, 2021 20:46
ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА.
Перевальский Дмитрий Александрович
Омск, Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Сибирское государственное училище (колледж)олимпийского резерва»
Любая профессия и культура тесно взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие порождает такое социальное явление как «профессиональная культура». Внимание многих социальных наук привлекают социальный статус профессии, ее культурный смысл, место и престиж профессии в профориентационных стратегиях молодёжи, а также ценности, нормы, образцы, ментальные и поведенческие установки, семиотика и мифология профессиональной культуры в целом и конкретных корпоративных цехов в частности [1]. Престиж профессии формируется разными способами и закрепляется при помощи различных каналов (профориентация в системе образования, социальная реклама и др.), формирующих стереотипы, клише, идеальные образы профессий. Обществу приходится вырабатывать привлекательные образы представителей профессии путём создания идеализированных персонажей, относящихся к ним. Наиболее эффективно это осуществляется через художественные образы в различных видах искусства. Именно искусство может поднять престиж отдельных направлений профессиональной деятельности, пробудить интерес к деятельности. Из всех видов искусств кинематограф играет важную роль в конструировании социально одобряемых стратегий поведения, формирует модель реальности, которая обосновывается в соответствии с существующей структурой ценностей, коллективных представлений, отвечающих за социальную ориентацию. В этом контексте, безусловно, можно говорить о кино как педагогическом пособии для масс [2].
В настоящее время роль кинематографа как особой формы массовой коммуникации и культуры трудно переоценить. Являясь составной частью искусства, кино оказывает достаточно значительное психологическое воздействие на представителей молодого поколения. Именно оно способно оказать психологическое, социальное влияние на юного зрителя и погрузить его в индивидуальный мир иллюзий. Кроме того, так называемый «производственный жанр» кинематографа формирует уважение к профессионализму как качеству личности. В нем наглядно демонстрируются актуальные проблемы профессии и формируется корпоративное достоинство [3].
У большинства современных студентов, обучающихся в училищах олимпийского резерва, отсутствует, на наш взгляд, образ идеального наставника в лице тренера или учителя физической культуры. Сколько им на их жизненном пути к 16-18 годам приходилось видеть образов тренеров? Это, как правило, не более 3 - 5 человек. Именно с них будущий специалист в сфере физической культуры и спорта «рисует» идеальный образ своей деятельности в будущем. И, к сожалению, не всегда этот пример соответствует нравственным потребностям общества!
Как же помочь студенту училища олимпийского резерва сформировать собственный идеальный образ в будущей профессиональной деятельности? Какими морально-нравственными качествами, например, должен обладать учитель физической культуры в средней школе или в другом образовательном учреждении? Именно в этом может незаменимую помощь оказать кинематограф.
В отечественном кино образ учителя физической культуры освещен достаточно ярко. Если отбросить абсолютный кинематографический шлак в лице таких «творений» как сериалы «Школа» или «Физрук», то можно увидеть яркие образы преподавателей физической культуры и тренеров во множестве советских кинолент. Это, например, принципиальная учительница физкультуры в физико-математической школе Зинаида Ивановна (актриса Т. Дегтярева), которая ради чистоты правил игры делает замечание директору школы Андрею Андреевичу (артист - О. Даль) в фильме «Расписание на послезавтра» (1978, режиссер - И. Добролюбов). Мы видим бескомпромиссного «диктатора» в лице хоккейного тренера Константина Петровича (артист - В. Томкус) в фильме «Воробей на льду» (1983, режиссер - В. Ховенко). Запоминается хоть и немного вызывающий улыбку, но очень уважаемый детьми учитель физкультуры Ростислав Валерьянович (артист - Николай Боярский) в «Приключениях электроника» (1979, режиссер К. Бромберг). В социальной драме «Забавы молодых» (1987, режиссер - В. Мережко) преподаватель физической культуры в техникуме Антон Михайлович (артист - С. Любшин), слушая голос совести, пытается на основе нравственных установок разрешить собственные внутренние противоречия, связанные с «непростыми» взаимоотношениями со студенткой.
Однако, вершиной, на наш взгляд, морально-нравственного примера профессии учителя физической культуры считаем фильм «Неоконченный урок» (1980, режиссер - А. Тютюник). На наш взгляд, это лучший фильм отечественного кинематографа, изображающий учителя физической культуры в средней школе. Образ Андрея Сергеевича Леонова, сыгранный артистом В. Никифоровом, не позволяет усомниться в его профессионализме, в его моральных качествах как педагога и человека. Благодаря своей рассудительности и увлеченности он располагает учеников к своему предмету и становится для них образцом нравственности и принципиальности. Леонов не только увлекает учеников своим предметом, но и является для них примером высокой нравственности и принципиальности.
Андрей Сергеевич пытается донести до опытных педагогов, что физкультура не второстепенный предмет, а надежда человечества. На педсовете Леонов напоминает коллегам, что древние греки считали необразованными не только тех, кто не знает грамоту, но и тех, кто не умеет, к примеру, плавать. Молодой учитель показывает детям, как пользоваться возможностями своего тела и развивать их, находит общий язык с «непростой» десятиклассницей, умудряется заручиться поддержкой заместителя директора школы и руководителя подшефного предприятия.
Диалоги Леонова с учениками, поиск педагогических решений в сюжете фильма позволяют судить о нем как о профессиональном педагоге. Вектор его мыслей, последовательность в спорах с руководством школы во благо физического развития детей, многие методические приемы, даже манеру одеваться и правильно выражать свои мысли красивым русским языком можно с уверенностью рекомендовать использовать студентам училища олимпийского резерва в ходе своей будущей профессиональной деятельности.
Считаем возможным знакомить студентов училища олимпийского резерва с фильмом «Неоконченный урок» в рамках дискуссионного студенческого киноклуба. Такая форма позволяет донести до студента важные мысли в метафоричной форме, предоставляет возможность задуматься, сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы преподавательской деятельности. В рамках вышеуказанного киноклуба предоставляется возможность услышать разные точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на работу учителя физической культуры и спрогнозировать себя на этой нелегкой работе в будущем.
Таким образом, кинематограф, обладая значительной возможностью эффективно воздействовать на эмоции студентов, может создать такой идеализированный образ профессионала - учителя физической культуры, к которому сознание учащихся будет бессознательно испытывать симпатию. И, возможно, такой нравственный идеал начнёт реализовываться через повышение социального статуса учителя физической культуры как интеллигента и человека высокой культуры, как глубокой одухотворённой и интеллектуальной личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). Серия «Социально-экономические науки и искусство». С. 4-16
2. Григорьева О.А. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. - Саратов: «Научная книга», 2007. С. 223.
3. Протанская Е. С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения. СПб.: «Алетейя», 2003. С. 235.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ