Nov 04, 2021 20:25
Эффективные приемы при изучении частей и механизмов
огнестрельного оружия
Родина Мария Витальевна
Перевальский Дмитрий Александрович, преподаватель ОБЖ
ФГБУ ПОО «Сибирское ГУОР»
Есть в нашем российском народе несколько основ, которые объединяют его, являются сплачиваемой основой: Пушкин, православная церковь, победа в Великой Отечественной войне, Москва. К этому небольшому списку относится и автомат Калашникова. Созданный российской инженерной мыслью, службу с ним несли дед, отец, другие родственники автора. Так получилось, что и свою жизнь я также посвятила оружию: имею первый разряд по современному пятиборью, в программу которого включена также и стрельба. Во время тренировочного процесса у автора статьи имеется небольшой опыт проведения занятий и тренировок с детьми. В этой связи хотелось бы поделиться собственным опытом обучения юных спортсменов вопросам изучения частей и механизмов стрелкового оружия. Данный опыт мной был перенят на уроках ОБЖ в училище олимпийского резерва при изучении частей и механизмов автомата Калашникова и удачно прижился в спортивной секции.
Хорошее знание обучаемыми названий частей и механизмов оружия дает возможность им сознательно понимать характер неисправностей, вызывающих задержки при стрельбе и способы их быстрого устранения. Кроме того, обучаемый должен именно понимать работу механизмов оружия. Это как при учебной езде на автомобиле курсант должен ехать и понимать, какие процессы происходят при этом в двигателе автомобиля, как происходит торможение, куда поступает бензин и др. Аналогично и при изучении оружия - стрелок, производя выстрел, должен понимать как работают механизмы оружия, куда что «входит и выходит». В этой связи представляется возможным привести ряд эффективных методических приемов, позволяющих изучающим оружие лучше запомнить основные его части и механизмы. Эти приемы, на наш взгляд, применимы как при изучении автомата Калашникова, так и при изучении любого другого оружия.
1. Представляется, что зрительная память является наиболее «ленивым» способом запоминания информации, но в то же время наиболее эффективным. Под зрительной памятью мы понимаем запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Согласно научным данным, 80% людей являются именно визуалами, т. е. запоминают и воспроизводят информацию с помощью глаз. Этот факт обусловлен тем, что зрительная память и зрительное восприятие опережают в своих возможностях слуховую память и слуховое восприятие мира.
Для привлечения зрительной памяти обучаемых при изучении устройства оружия мы наклеиваем на клейкую ленту (скотч) специальные бирки на приклад, магазин, крышку ствольной коробки, шомпол и другие части оружия. На данных бирках кроме названия элемента оружия указана цифра, определяющая порядок разборки - сборки оружия. Тем самым обучаемый на первых занятиях использует существенную подсказку, которая позволяет запомнить элементы оружия и в конечном итоге доводит его действия при разборке - сборке до автоматизма.
2. В процессе изучения оружия или в процессе разборки - сборки очень эффективным приемом обучения является озвучивание вслух обучаемыми названий узлов и механизмов оружия, озвучивание своих действий по его разборке - сборке. В таком случае задействуются дополнительные отделы головного мозга, которые позволяют связывать речь со зрением и мышечной деятельностью, а также памятью.
3. Считаем очень эффективным приемом изучения оружия запись на телефон видеоролика разборки - сборки оружия обучаемым для последующего его просмотра и выявлении каких - либо ошибок в процессе его просмотра.
4. Представляется эффективным начинать изучение работы частей и механизмов оружия с изучения капсюля и показа ударника. Задачей любого оружия является выстрел и основой этого выстрела считаем именно удар бойка по капсюлю. Необходимо показать обучаемым капсюль отдельно от патрона, необходимо дать возможность его подержать в руках, рассмотреть со всех сторон. Именно после понимания обучаемыми «почему пуля летит» можно продолжать дальнейшее изучение частей и механизмов оружия.
5. Эффективно в качестве межпредметных целей рассказывать о веществах, из которых создано оружие. Методически правильно указывать на связь оружия с различными учебными дисциплинами - физикой, химией, математикой, историей (создание оружия, в том числе, АК-47), обществознанием (правовые основы применения оружия), иностранным языком (озвучить на английском языке слово «автомат»), географией (найти на карте центры оружейного дела в России - Ижевск, Ковров, Тулу, страну, на флаге которой изображен автомат Калашникова - Мозамбик).
Таким образом, предложенные нами активные приемы обучения направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся при изучении оружия, а предложенным опытом, несмотря на его возможную спорность, считаем возможным поделиться со всеми, кто связан с обучением стрелковому делу.