Макаронный анабасис. II - Милан. Стационе колоссале тоталитаре

Dec 16, 2010 11:15

Миланский вокзал (Milano Centrale) - один из крупнейших в Европе (сопоставимы с ним новый Берлинский и британский Ватерлоо). По числу путей он равен Ватерлоо (24) и заметно уступает мюнхенскому, но не этим он грандиозен - а своим гигантским монументальным зданием с огромными внутренними обьёмами. Ничего подобного по кубатуре я ещё на железной дороге не видел - хотя видел сотни и сотни вокзалов, от Парижа и Вены до Владивостока и Ханоя. Если же сопоставлять его с вокзалами экс-СССР, то - по моим субьективным оценкам - он сравним только с двумя нашими: сталинским Новосибирским и новым Самарским. Но всё же несколько больше их обоих, в 1,5 - 1,7 раза. Все остальные из больших - московские, питерские, харьковский, киевский, волгоградский, красноярский, омский - уступают ему зданием (и его обьемами) минимум вдвое, а то и втрое. Кроме того, он построен из мрамора (!) и выглядит изнутри как этакие паровозные термы Каракаллы, только с примесью ар-деко.

В общем, я был очень впечатлён этим зданием и задавался вопросом - а сколько вообще это мраморное великолепие стоило бы сейчас? Наверное, страшные, неподьемные цифры. Вряд ли такой вокзалище мог бы вписаться в любой бизнес-план и когда-нибудь окупиться вообще, тем более что рационально используется дай Бог если четверть его гигантских объемов. То есть, воспринимать его надо не как бизнес-проект, типа большого нового Берлинского hbf, или унылого гросс-сарая в Мюнхене, а сугубо как исторический памятник. Как Колизей, например.
* * *
Немного общих сведений. Строительство его началось в 1356 году и продолжалось пять столетий подряд в 1911-м и продолжалось 20 лет, причём после 1922 г. проект был сильно переделан в сторону усложнения и увеличения монументальности, по прямому указанию Бенито Муссолини. Архитектор - Ulisse Stacchini. Кстати, покойный дуче со своей возлюбленной Кларой в мае 1945-го болтался вниз головой совсем недалеко от него - на площади Лорето. Это каких-то 500 метров от вокзала, яркого памятника его эпохи. Такая вот страшная ирония истории.
Фасад вокзала - длиной более 200 метров и высотой в 72 метра. Главные залы (первый и второй от входа в основном здании) изнутри воспринимаются как вынутые пустотелые девятиэтажки, только монументальные и богато декорированные. Непередаваемое ощущение для железнодорожного вокзала, это надо просто прочувствовать на месте.


Композиция с имперскими орлами на боковом (северном) фасаде вокзала

Пост по вокзалу пришлось, ввиду его грандиозности, разделить на две части - обе из которых тоже получились большими. Сейчас - осмотр здания, его обьёмов и декора снаружи. А во второй части осмотрим его изнутри, включая гигантский строенный дебаркадер, выдержанный в стиле ар-деко.



2. Первое знакомство с вокзалом - сразу после прибытия на челноке из Орио. Вот такие вот потёртые и побитые жизнью торговые мини-грузовички - итальянская фишка. Народ, надо сказать, тут очень разношерстный, всяко-разный, и надо быть настороже - следить и за вещами и за карманами. Особенно попервости.


3. За спиной автомобильного привокзального торговца привлёк внимание столб с обьявлениями. Пригляделся к буковкам... и точно! сразу же вспомнил строки незабвенного В.С.Высоцкого - "...проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке..." :-)


4. Теперь начнём приближаться к этому грандиозному сооружению со стороны центра Милана, по широкой улице Via Vittor Pisani. Надо сказать, парадный подьезд выглядит на редкость уныло - как будто находишься в окраинном спальном районе Новосибирска. Думаю, тут даже и darriuss с его любовью к функциональной эпохе 60-х - 80-х весьма немного интересного смог бы выдоить. Да и сам вокзал издалека выглядит на удивление скромно - ни за что не подумаешь, что по приближении увидишь такой шедевр! Короче, подьезд к главному вокзалу - на три с минусом, итальянцам.


5. Когда вьезжаешь на привокзальную площадь герцога Аосты - другая проблема: фасад настолько широк, что снять его без сильных искажений невозможно. Тут влезло примерно 2/3 длины фасада (без северного крыла) и полного визуального впечатления не даёт.


6. Удалось найти фото 1931 года (отсюда), с показом примерно 80% главного фасада и почти всего южного. Плоховато качество, но уж что нашлось. Найдёте лучше - кидайте ссылочки в комменты.


7. Между боковыми крыльями - центральный фасад и главные входы с колоннадой, общей высотой 72 м. Парадная привокзальная площадь испоганена, по нынешней мелкотравчатой традиции, ларьками, палатками и прочей мутотой.


8. Сюда же, между палатками, современные наследники творцов ар-деко сумели всунуть вот эту хуетень, "новое искусство". Я бы таким креаторам, честно, руки бы пообрывал - за опошление моего личного процесса созерцания шедевра. Ну ладно, хорошо хоть, что тут не скандинавское искусство - а то была бы вообще конченая пошлость.


9. Крылатые кони (пегасы) стоят по углам парадного фасада.


10. Вокзальный Пегас с другого ракурса.


11. И он же, но в профиль. Очень уж он мне понравился :)


12. Часы на завершении бокового крыла.


13. Южное крыло с часами (см. фото 12).


14. Строго под часами внизу - вот такой фонтан.


15. Фланкирующий боковой фасад орёл с надписью "Trento", это город и одна из провинций (тут - южное крыло).


16. Он же, крупней и обьёмней.


17. Южное крыло, монументальные входы в билетные кассы.


18. Надпись в самом центре парадного фасада.


19. Если же встать боком к вокзалу, то с северо-западной стороны видно т.н. "небоскрёб Пирелли" - позиционировавшийся когда-то как прорывной проект, "символ новой послевоенной Италии". Я про него встречал много упоминаний, однако не мог себе представить, что он в реале настолько банален, скучен и скромен (127 м). Впрочем, сейчас он гораздо больше знаменит тем, что в 2002-м в него врезался самолёт.


Глядя на "парадный выход в центр", решенный в стиле брежневского спального района Новосибирска или Екатеринбурга, я подумал - а вот если бы снести нахер этот недонебоскрёб со всем окружением, да поставить туда гостиницу "Ленинградская" из Москвы (перед этим обитальянить немного проект, конечно), да парой по обоим сторонам! Вот это было бы по-настоящему грандиозно, в сочетании с этим мегавокзалом...

20. Ладно, смотрим вокзал снова, только уже боковой фасад - гораздо более длинный, чем парадный, выходящий на площадь герцога Аосты. Вид на незакрытый стенами предзал, сразу за входом. Там, внутри, вход в метро и ездят полицейские машинки.


21. Вечерняя подсветка часов предзала (фото 20).


22. За предзалом следует первый зал, увенчанный грифоном.


23. Он же, покрупней.


24. Отойдём подальше, за трамвайную станцию: теперь виден как предзал, так и первый и второй залы. Вход во второй зал сбоку венчает композиция с орлами (см. заглавное фото поста).


25. Вид на боковой фасад: вокзал настолько протяжён, что проследить отсюда его завершение взглядом не получится.


26. Здоровенные крыши боковых входов. В Питере бы точно такого не сделали, памятуя про трагедию на Пл.Мира, но итальянцы этим непуганые.


27. Ещё повторяющаяся композиция по бокам (её я показал уже).


28. Далее, за главным зданием, начинается мега-дебаркадер с поездами, а под вокзалом проходит тоннель для перпендикулярной улицы.


29. Тоннели с обоих сторон фланкируются ещё одним подвидом орлов.


30. Далее вокзал продолжается длинным дебаркадером. Поезда - на втором ярусе, наверху, а вот на первом - подземные логистические помещения.


31. Давайте зайдём в подвокзальный тоннель и посмотрим.


32. Сбоку, внутри тоннеля, по обоим сторонам - въезды в недра вокзала, на первый ярус под дебаркадером. Свободно заезжает машина калибра ЗиЛ-130.


33. Вид вдоль бокового фасада вокзала на небоскрёб Пирелли. Он очень узкий (ширина 18 м). Кстати, я в Милане останавливался на той же улице, что и небоскрёб (она параллельна вдольвокзальной).


34. Взглянем теперь на вокзал со стороны поездов, сверху (снимок с сайта skyscrapercity.com).
Мы обходили вокзал с другой стороны (северной), а это - вид с юга. Вдали - небоскрёб Пирелли, главный вход противоположен выходу путей из-под дебаркадеров. Виден и парадный выход в центр, на заднем плане снимка. Сами же дебаркадеры решены, на мой взгляд, потрясающе стильно и по-итальянски изящно.


35. Теперь остаётся войти в это грандиозное сооружение и проникнуться внутренними залами. Впрочем, это - тема другого поста, попозже. Его ещё надо сделать. Следите за обновлениями серии :-)


Вокзал в Google

Продолжение следует.

Макаронный анабасис:
0. Общий обзор
1. Переход через Альпы

Макаронный анабасис, Италия, железные дороги, архитектура, Милан

Previous post Next post
Up