Der totalitäre Ring, часть 25. Венское метро - старое и новое

Feb 17, 2010 20:25

Венское метро сравнительно молодое - открытие состоялось только в 1976 году.
Со стороны это кажется очень странным, ведь транспортная система имперской столицы начала формироваться ещё в конце XIX века, но так уж распорядилась история. Ещё в 1898 году в Вене открылась система линий Dampfstadtbahn и активно развивалась 20 лет - до 1918 года. Однако потом Австро-Венгрию угораздило проиграть войну и огромный многонациональный город, второй в Европе после Лондона (2,1 млн. населения в 1914) оказался в положении акулы, выброшенной на берег и задыхающейся от недостатка воздуха. Соответственно, деградировала и транспортная система. Развиваться (в более дешёвом неимперском варианте) она начала только в конце 1930-х, а затем - в начале 1950-х. Сейчас в Вене живёт 1,7 млн. населения и это считается большим прогрессом - ещё 25 лет назад было 1,2 млн., 55% от уровня 1914 года. Основной приток населения пришёлся на годы распада Югославии и её натовской бомбёжки в 1992-99 гг.
В конце 1960-х было принято решение радикально перестроить транспортную систему и создавать "новое" метро. В него составной частью включили некоторые фрагменты старой имперской Dampfstadtbahn, а также участок скоростного трамвая и посему оно имеет, кроме современных станций, премиленькие павильоны 100-летней давности в стиле модерн и совершенно потрясные исторические участки типа эстакады линии U6. "Новое" метро в Вене активно строилось в 1980-е - 1990-е годы и тогда же сложился основной костяк линий. Их пять - от U1 до U6, линии U5 не существует. На них 95 станций. Метро в основном проходит близко к поверхности, а часто выходит и наружу - то есть, строится очень экономно.


Стиль "нового" венского метро. Выход со станции метро Westbahnhof



1. Яркий пример "прогрессивного" стиля конца 70-х - начала 80-х: оформление станции Westbahnhof.


2. Карлсплац: чёрная станция, фиолетовые в крапинку колонны и стены. Довольно неуютно на ней, такое было моё субьективное ощущение.


3. Квадратно-зелёные колонны станции Ландштрассе. Вообще, 80-е годы характеризуются упором на дешевизну и предельную функциональность. Часто кажется, что ты находишься внутри электрочайника или тефлоновой сковородки различных моделей.


4. Вечером, пассажиры в венском метро.


5. А вот - полная противоположность станциям-"электрочайникам": станция Штадтпарк старой имперской Dampfstadtbahn, интегрированная в "новое" метро. Тут суровое сердце ретрограда оттаивает: хочется целовать женщин, дарить им большие георгины, наслаждаться ярким солнцем и украдкой пить из фляги абсент, погружаясь в беззаботную нирванну бель-эпок.
Ну что, давайте спустимся вниз?


6. Лесенка вниз, на станцию.


7. Интерьеры станции Штадтпарк.


8. Нам - туда, в эту дыру.


9. Вот и наш поезд прибывает! Сейчас поедем из модерна в тефлоновую сковородку...


10. Внутри вагона линии U4.


11. Я обещал вам тефлоновую сковородку? Вот, пожалуйста, станция Donauinsel на U1 (1982 г.). Она находится аккурат на метромосту через Дунай (мост Райхсбрюкке). Пойдешь прямо - придешь в "город ООН", пойдёшь обратно - попадешь на Дунайский остров, тонкий и длинный, как змея.


12. Выходим наружу и идём по пешеходной дорожке моста, назад - к Дунайскому острову. Именно тут я сфотографировал серп и молот, показанный мною в части 20 цикла. Росписей на мосту много, вообще-то. А на обратном пути оказалось, что и с другой стороны какой-то заботливый коммунист пометил мост серпом и молотом, но уже иным художественным образом.


13. Мост Райхсбрюкке - главный венский мост через Дунай и Новый Дунай, по которому проложено и метро U1. История у этого места, кстати непростая: это уже третий мост на этом месте. Первый раз тут построили мост в 1876 году (Кронпринц-Рудольф-брюкке). В 1934 году, когда был разгар Великой Депрессии, решили занять население строительством нового моста - старый имперский мост демонтировали, а к 1937 году построили второй. Затем в 1945 году этот мост оказался единственным целым венским мостом через Дунай, и Красная Армия внезапным броском захватила его целым и невредимым, успев нейтрализовать подрывные команды вермахта. В 1946 году его наименовали Красноармейским (Brücke der Roten Armee).
После войны он простоял 30 лет, а в 4.30 утра 1 августа 1976 г. грандиозно обрушился в Дунай, убив одного человека, повредив три проходящих под ним судна и парализовав транспортное сообщение Вены. К счастью, обрушение произошло под утро, когда поток был минимален, поэтому жертва была только одна (водитель грузовика). Если бы обрушился днём - их было бы сотни. Ошеломлённые австрияки быстро опомнились и начали срочно строить новый, третий мост (построили в 1980) - который вы и видите на фото.


14. И снова модерновый павильон, оставшийся от имперской Dampfstadtbahn - станция Фриденсбрюкке.


15. Вход на станцию Фриденсбрюкке - классика модерна! И мечта ретрограда :-)


Ну что же, а теперь перейдём к линии U6 - а точней, к эстакадному участку в районе Шпителлау, который отсюда тянется довольно далеко на восток.

16. Вдалеке виден арочный виадук 1898 года, оставшийся от венской системы Dampfstadtbahn. Тут хорошо чувствуется дух Империи, несмотря на внедрённые кое-где стеклушки 1980-х.


17. Он же, вид сверху. Поднявшись ещё выше, я не смог удержаться от восторженного восклицания: "Грандиозно! Кругобайкалка в центре европейского мегаполиса!"


18. Вход на узел Шпителлау: видно разные транспортные эмблемы (ж/д, метро и S-bahn). А вдали маячит труба котельной старины Хундертвассера, я её показал в части 20.


19. Давайте поднимемся на этот виадук и выйдем на станцию Шпителлау линии U6.


20. Впереди нас ждёт редкое по колоритности зрелище - возможность проехать по большому куску старого венского штадтбана 1898 года постройки. Вот уже подходит метропоезд, больше похожий на трамвай. Линия U6 вообще "трамвайного" типа: контактный провод сверху и токоприёмники.


21. По пути - модерновые станции, многочисленные остатки старых путевых сооружений, панорама Вены - времени застройки преимущественно рубежа XIX-XX веков. Это полный крышеснос, друзиа! И я даже больше скажу - кто не проехал на U6 по имперскому штадтбану, тот не почувствовал дух Старой Вены эпохи модерн. Вот там он настоящий, без дураков - а не туристическая декорация.


На этой трассе я снял и пару видео. Одно, покороче, закачал в Ютуб - посмотрите (30 сек).

image Click to view



22. Узел U-bahn Вестбанхоф, наземный павильон. Рядом проходит и трамвай - в том числе и известный уже вам метро-трам №18.


23. Относительно билетов я сильно не заморачивался - купил в автомате 3-дневный билет на все виды транспорта, включая метро (13.60 евро). Разовая поездка там весьма дорогая, так что он быстро окупился.


Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.

der totalitäre Ring, Вена, железные дороги, архитектура, уход в историю

Previous post Next post
Up