Der totalitäre Ring, ч.2. Нюрнберг: главный вокзал (hauptbahnhof)

Nov 02, 2009 20:17

Фундаментальные посты создавать не получается по времени, поэтому буду отщипывать зарисовки по Нюрнбергу более мелкими кусочками, дабы интересная тема не стояла. Сначала - рассказ о главном вокзале, воротах города. По-немецки это Hauptbahnhof, а они сокращают слово ещё короче, до hbf. Так что если вам встречается конструкция [немецкий город] hbf - имейте в виду, это главный вокзал этого города (часто он единственный, для средних и мелких городов).
В Нюрнберге ценно то, что сохранился монументальный вокзал эпохи Второго Рейха, в стиле неоренессанс. Город, в т.ч. и исторический центр, очень сильно бомбила союзная авиация, но Hbf пострадал не фатально и до 1956 г. был восстановлен в историческом виде. Хорошо и то, что за 65 лет после войны его не снесли и не понастроили вокруг функционального стеклобетона, который мог бы скрыть исторические фасады - и такая тенденция есть в Германии. Возможно, повлияло и то обстоятельство, что Нюрнберг - это историческая колыбель германских железных дорог: именно отсюда в 1835 г. была проложена линия на город Фюрт, открывшая рельсовую эру в поднимавшейся Германии. Впрочем, о линии Нюрнберг - Фюрт я сделаю отдельный пост, поскольку специально проехал по ней на S-bahn и поснимал, а сейчас - разговор только о главном вокзале. Будет тут и немного тоталитарного, куда ж от него деться в истории XX века.


Центральный фасад Nürnberg hbf. Фото из окна трамвая



Нюрнбергский вокзал в его нынешнем виде был построен в 1900-1906 гг. Имеется в виду, конечно, фасад, потому что внутренности перестраивались и перекраивались неоднократно. Снять фасад целиком очень тяжело, потому что сейчас прямо перед вокзалом проходит очень оживлённая магистраль. Раньше было совсем не так, но об этом несколько ниже.


Западное крыло вокзала. Тоже очень мощное и монументальное.


Оформление окон первого, высокого, этажа.


Элементы оформления окон, два вида: с коронами и с буквой L. Первая - понятна, ведь это тогда была Бавария, королевство в составе кайзеровского Второго Рейха. Буква L меня немного поставила в тупик, ведь юридическим королём Баварии в момент постройки был Оттон I, умалишённый, за которого правил регент. Возможно, что L была внедрена в оформление вокзала после 1913 г., когда сумасшедшего Оттона сверг регент Людвиг III и стал королём уже юридически. (Upd.: в честь принца-регента Луитпольда)


Скульптурная композиция на фронтоне центрального (парадного) фасада.


Очередь такси около вокзала. Движется с ужасающей немецкой размеренностью и идеальным порядком. Даже интервалы между машинами выдерживаются одинаковые.


Немцы тоже не дураки немного бухнуть перед отправлением поезда.


Вид от центрального подьезда вокзала на прилегающие окрестности. Видна Фрауэнтор и стена, опоясывающая Старый Город. Отсюда довольно удобно начинать маршруты по историческим местам города, потому что вокзал расположен в самом центре.


Вид на вокзал со стороны путей (сделал снимок из окна S-bahn, подьезжая со стороны Фюрта). В центре виден поезд категории RB (Regional Bahn).


Станционное здание эпохи Третьего рейха (западная сторона). Их распознать весьма легко, потому что они выделяются из общего пространства специфическим строгим стилем.


Прогулялись вокруг вокзала? А теперь - небольшой исторический экскурс.
Вот вокзальное здание, которое было тут до нынешнего, монументального (фото 1880-х гг.). Если я верно понял, оно успело простоять полвека, с 1848 г.


Открытка 1900 г. Новый вокзал - причём полностью готовый, без признаков стройки и с обустроенной привокзальной площадью. А ведь полное завершение работ датируется 1906 г.! Так что думаю, сама открытка датирована не очень верно.


Вокзал в 1918 г., в последний год Второго Рейха. Чинность и идеальный порядок. Справа - трамвай, слева - ряд экипажей и автомобилей, наверное такси. Причём автомобили численно преобладают.


1927 г., Веймарская республика. Устройство площади со времён кайзера практически не изменилась: вдоль вокзала тянется уютный сквер с регулярной планировкой; в центре, против главного фасада, стоит памятник (кому, пока не выяснил). Трамвай идёт краешком, вдоль границы Старого города.


1927, другая версия: вид на вокзал немного подальше. Тут хорошо видна тогдашняя планировка прилегающего пространства. Сейчас же вдоль вокзала проходит магистраль с совершенно сумасшедшим трафиком, памятника нет, сквера - тоже.


С Третьим Рейхом вышло посложней. Я довольно долго искал хорошие изображения вокзала того времени, но нашёл только вот это: открытка 1935 г. Как видите, планировка площади не изменилась от 1927. Более поздних снимков периода III рейха я не нашёл (в смысле, качественных). Конечно, отметился на фоне вокзала и фюрер: на этой площади проводились церемонии его торжественных встреч во время приездов на партийные сьезды НСДАП, 1933-1938 гг. Однако с изображениями тоже туго: нашёл одно, 1936 г., но малюсенькое, как спичечный коробок, и ставить не стал. Не нашёл и вокзал с разрушениями, 1945-50 гг. Маргарет Берк-Уайт снимала для «Лайфа» много разрушенного Нюрнберга с высоты, однако район вокзала она почему-то не захватила. В общем, если что найдёте, кидайте ссылочки или в комменты. Но не ставьте в комменты большие, больше 800*600! Тогда пойдёт ссылочка или миниатюра со ссылкой на большое.


А вообще, в период Третьего Рейха главный вокзал Нюрнберга работал с очень большой нагрузкой, которая год от года только возрастала. Это неудивительно: ведь Нюрнберг был городом проведения партийных съездов национал-социалистов. В конце августа город вставал "на уши", пропуская сотни тысяч человек в день, при тогдашнем населении 400 тыс. Всё: пивбары, трактиры, магазины, почта, транспорт - работало в этот период практически в режиме чрезвычайного положения, почти круглосуточно. Кроме сьездов, в августе-сентябре проводились и другие массовые мероприятия: со всех городов Германии сюда сьезжались специальные поезда с молодежью, которой организованно показывали достопримечательности «имперского города», начиная с замка времён Первого Рейха, а также памятные места нацистов в районе проведения сьездов. Вот карта маршрутов молодёжных спецпоездов (1938), снятая мной в Доку-Центре на Конгрессхалле.


Вот ещё фото с Доку-Центра, сентябрь 1933 г.: очередной спецпоезд с участниками съездовских мероприятий прибыл на вокзал. Это ещё цветочки: в 1938 г. вокзал пропустил в эти сентябрьские недели почти 2 миллиона человек, в некоторые сутки приходили более сотни составов сверх обвчного расписания. Был построен громадный пункт отстоя таких поездов (я потом покажу фото, когда буду рассказывать о Цеппелинфелд), а по ж/д линии Главный вокзал - Фишбах курсировали специальные поезда-кухни. Нет, не отдельные вагоны-кухни, а целые «питательные» поезда, которые по-немецки организованно выдавали еду обитателям палаточных городков с участниками сьездов и мероприятий, расположенных по обе стороны от этой линии. Население палаточных городков в партийный сезон (сентябрь) могло доходить до 250.000 чел. одномоментно. Представьте, как сложно всю эту ораву прокормить :)


Ладно, я отвлёкся на историю, теперь давайте пройдёмся внутри.
Центральный зал. Он позиционируется как югендстиль, однако в реале я от него нашёл совсем немного.


Вид на центральную часть с бокового (западного) крыла. Направо - «цу ден цуген» (к поездам), налево - в город, к Фрауэнтор.


Заглянем на нижний ярус (-1) :)))


Причудливая композиция с часами в центральном зале. Если я верно понял, это плод немецкой фантазии на «миллениум».


Боковые крылья сейчас интегрированы с большой торговой зоной. Немецкая традиция предписывает не ждать нужный поезд долго, а приезжать ближе к отправлению, поэтому залы ожидания отсутствуют как класс, вместе этого кое-где имеются отдельные скамейки. Но всё остальное - торговля или сервис.


Изящная немецкая обманка: это туалет, и на него ведёт куча штатных вокзальных указателей. Но нигде не сказано, что он платный (1.20). А двумя ярусами ниже находится бесплатный, тоже нормальный :)


Подземное пространство вокзала спроектировано по-немецки очень грамотно, и интегрировано с общим пространством. Я специально сделал снимок так, чтобы в кадр попал ярус -1 и ниже - U-bahn (метро). Это - станция Hauptbahnhof. Сами метропоезда посмотрим попозже, в «транспортном» посте.


Эта композиция не вокзальная, но тоже по теме. Снял я её в подземном переходе на станцию «Максимилианштрассе», когда ехал в «зал 600»: эта линия U-bahn проходит вдоль исторической первой линии германских ж/д Нюрнберг - Фюрт, поэтому, видимо, и сделана тут.


Немного вечернего Нюрнберга: вид со стороны Фрауэнтор. Тут проходит подземный тоннель на вокзал из Старого Города (см. в центре), слева висит светящееся расписание трамваев: какой маршрут через сколько минут подойдёт.


Вид на вокзал в 9 вечера, снято с трамвайных путей.


Ну и в завершение, рейсовый автобус Дойче Бан на Прагу: контролёр в форме DB стоит, ждёт пассажиров у центрального фасада вокзала. Если кто не в курсе, то могу сказать, что немецкие ж/д (DB) держат, кроме разнообразных поездов, и сеть междугородных автобусов, билет на которые можно купить на сайте Дойче Бан. Сейчас я подойду и отдам ему листочек с интернет-билетом, который распечатал из PDF-а в Питере. Он проверит штрих-код сканером, и запустит меня внутрь.


Но пока ещё мы уезжать не будем: по Нюрнбергу получится ещё пять-шесть постов :)

Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.

der totalitäre Ring, Германия, Третий Рейх, Нюрнберг, железные дороги, архитектура

Previous post Next post
Up