Киев. Прогулка по зимнему Крещатику

Jan 15, 2009 10:40

В пост про язык и идентичность все пишут, и пишут, и пишут (вот не лень-то!), а тем временем я выкладываю новую серию про Киев. На этот раз главным содержанием у нас будет архитектурная прогулка по Крещатику (исключая Майдан, и далее к Днепру). Думаю, архитектуру надо начинать именно с Крещатика - ведь это главная парадная улица города.
Мы пройдем от Бессарабского рынка до Дома Профсоюзов и Пассажа. Кое-какие виды я разбавил военными и довоенными снимками, дыбы представлять себе разницу «до - после». Конечно, мой взгляд совсем не является полным, это просто путевые заметки. Не всё я охватил, да и не всё я успел снять так, как хотел. Фотографии будут резко различаться, не смущайтесь: просто так вышло, что я прошёл Крещатик сперва в снежную и пасмурную погоду, а через два дня - в ясное морозное утро. А в посте они обьединены в одну прогулку :)
И ещё, пост вышел довольно большой, для моей обычной традиции.
Старые снимки - из этой книги.


На Крещатике.



Прогулку начинаем от Бессарабского рынка (1912 г., модерн). Тут я его показываю для порядку - как ориентир начала Крещатика. А подробней его фасад, его быков и рыб, я покажу в посте про киевский модерн.


Вид на начало Крещатика, если смотреть от Бессарабского рынка. Вправо по снимку находится сохранившаяся старая его часть. Вы видите также здание, закрытое рекламой целиком (я вам раньше уже заметил, что тут это нередкое явление).


Часть старого, довоенного Крещатика (и тот особнячок, что и на предыдущем фото справа).


Старый Крещатик - вид в перспективу.


Реклама ресторана. В качестве завлекателя используется знаменитый продукт запорожского автопрома (ЗАЗ - «еврейский броневик»).


Монументальное сталинское здание напротив. Вид с пересечения с ул. Богдана Хмельницкого (бывш. Фундуклеевская, Ленина).


Верхняя часть фасада со шпилем.
Хорошо бы снять поподробней фрагменты с лепниной, в правильном освещении, но в этот раз не сложилось.


А этот то же здание, но издалека, с правильными пропорциями (я снимал слишком близко и широкоугольно). 1960 г.


Бросим взгляд назад. Справа - кусок сохранившегося довоенного Крещатика, слева (не виден) - сталинский небоскрёб, который я показал на трёх предшествующих фото. Справа вблизи - ещё одно интересное здание...


...это ЦУМ, построенный в 1936-1938 гг. Спроектирован в мастерской Щусева, стиль - поздний конструктивизм. Он - как раз на примыкании Крещатик - Б.Хмельницкого.


А на другой стороне примыкания - дореволюционное здание, сейчас Центрального гастронома.


Оба этих здания пережии войну, причём ЦУМ - в связи со своим необычным харизматическим обликом - резко выделяется на всех фотографиях.
Вот фото 1942 г., времен оккупации.


А это - 7 ноября 1943 года. Советские танкисты входят в освобождённый Киев. ЦУМ - сзади.


И 1944 г. - немецких пленных ведут по Крещатику. На его фоне.


Мне очень жаль, что знаковый фасад, так выделяющий это здание, сейчас закрыли какой-то глупой рекламой Якобса (см. четырьмя фото выше).

Идём дальше. Фрагмент ещё одного сталинского здания с аркой.


Напротив - здание Киевского горисполкома и горсовета (сейчас тут также размещается администрация Киева или как она у них точно называется). Это часть здания.


А вот так оно выглядит целиком (1960 г.).


Центральный вход. Облицовка камнем очень интересная, на мой взгляд.


Дом Профсоюзов, далее - Главпочтамт, ещё дальше - Майдан, который пойдёт отдельно и тут я его отсекаю. Это - единственный изгиб Крещатика.
Сама улица левей, а я иду по «Крещатику-2», как я его окрестил. Я думал вначале, что это огромная пешеходная дорога, но оказалось, что это не так, тут тоже катаются и паркуются машины.


А вот так этот изгиб выглядит с другой стороны улицы. Посмотрите и типовые крещатикские фонари: по-моему, весьма колоритные.


Станция метро «Крещатик», павильон. Не знаю, какой он в идеале, без реклам и перестроек, но в нынешнем виде он выглядит как американская коробка-сарай, уродуя величественную или элегантную окружающую застройку. Я так за все дни пребывания и не смог к нему привыкнуть.


Довольно удачные по стилю рекламные щиты (такой же вы видите и на противоположной стороне, если присмотритесь). Просто в Киеве много хаотически-дикой рекламы, безо всякой заботы об окружающем, поэтому такие щиты, если есть, несколько примиряют с нею.


Если смотреть от павильона метро через Крещатик, то мы видим примыкание Прорезной улицы. Да-да, той самой Прорезной, по которой незабвенный Михаил Самуэлевич в синих очках и тросточке переводил прохожих.


Правда, раньше она выглядела совсем по-иному (фото 1934 г.). До войны по ней ходил трамвай, а во времена Паниковского - не знаю. Он промышлял тут (по книге) лет за 20 до этого снимка.


А вот фото 1960 г., после послевоенной генеральной реконструкции полуразрушенного Крещатика. Трамвая уже нет.


И очень интересный дом на углу Прорезной (который стоит слева от улицы).


Памятник Паниковскому стоит немного выше по Прорезной, в скверике.
Давайте сходим и поприветствуем Михаила Самуэлевича.


Какие-то суки и уроды оторвали у него палочку слепого, и он так и стоит без палки. Не знаю, это произошло давно или не очень, но неприятно видеть.


Если внимательно присмотритесь, то на платке, торчащем из нагрудного кармана вместе с ложкой на цепочке, можно прочесть надпись «Небаба».


Ещё один военный вид (25.11.1941) сгоревшего Крещатика. Это и есть этот угол с ул. Прорезной. Напротив стоит несуществующее сейчас здание, на месте которого стоит павильон метро-сарай.


Пара постов о взрывах Крещатика 24.9.41 (рассматривается как раз это место): часть 1, часть 2.

Редкое фото, 7 ноября 1943-го. Советские танкисты на ленд-лизовских «Черчиллях» входят в столицу Украины. Справа вы видите то самое снесённое при послевоенной реконструкции здание с арками. Слева (не видна) - Прорезная.


Если идти от метро «Крещатик» к Майдану, то первое здание на пути - это комплекс зданий Пассажа (1912-1914).
Здания, которые обращены фасадами на Крещатик, просто потрясающие по своей оригинальности. Я, правда, так и не понял, эти два здания - часть комплекса Пассажа или он находится только внутри, за аркой (см. ниже)?


Про Пассаж есть любопытный текст:
В 1913-1914 годах по проекту крупного петербургского архитектора Андреева на средства богатейшего страхового общества "Россія" был выстроен в стиле неоклассицизма огромный комплекс зданий, в которых имелись просторные доходные квартиры, торговые заведения, конторы и офисы (Крещатик, 15). К сожалению, этот впечатляющий градостроительный ансамбль не состоялся во всей своей красе и величии. Первая мировая война помешала достроить фасадную часть, выходящую на Крещатик, а революция и гражданская война - все остальное.
[…]
После войны пассаж решили реконструировать, хотя была и идея ликвидировать его вовсе. Его все-таки достроили; по проектам архитекторов Созанского и Малиновского установили фасадную арку, выходящую на Крещатик, "упорядочили" путем сноса деревьев проезжую часть. Около трех десятилетий в пассаже размещалась популярная в городе "Аптека матери и ребенка". Лично я помню в ее витрине огромных персонажей сказки Корнея Ивановича Чуковского о добром докторе Айболите. Здесь же в многочисленных помещениях существовали магазины "Детский мир", большой двухэтажный книжный магазин детской и учебной литературой "Зміна" с огромными окнами на втором этаже, в которые мощно лились солнечные лучи, весело отражаясь на обложках книг. Теперь Большой пассаж, судя по "крутизне" магазинов, кафе и ресторанов, предназначен для очень обеспеченных киевлян и гостей. Он давно утратил свой особенный уют, став таким себе торгово-офисным монстром. Тротуары и проезжая часть Большого пассажа напоминают рядовым гражданам, "кто в доме хозяин", хамством владельцев весьма крутых иномарок, чувствующих свою вольготность и, до поры до времени, безнаказанность.

Можно идти в арку, и там идёт своя улица.


Вот её перспектива. Мы туда ещё пройдем, но в другом посте.


Интересный фрагмент ещё одного здания сталианса, тут же.


PS. Увидите ошибки или хотите дополнить - пишите в комменты.
Если кто вдруг будет не по делу возбуждаться, то помните - пост отражает именно мои личные впечатления.

Продолжение следует.

архитектура, уход в историю, Киев

Previous post Next post
Up