В ходе большой поездки по БАМу в июне этого года удалось продуктивно поработать в нескольких городах магистрали. Одной из успешных точек приложения сил оказался город Северобайкальск, который, как известно, строился с шефской помощью города-героя Ленинграда. В ходе изучения фондов музея истории Северобайкальского отделения ВСЖД обнаружился интереснейший альбом "ГлавЛенинградСтроя" со множеством уникальных снимков. Альбом этот был напечатан в 1975 г. и затем свободные его страницы постепенно заполнялись содержанием.
Со страниц этого уникального альбома на нас глядят те самые ленинградцы, которые уехали на берега северного Байкала, заложили и построили там новый город. Благодаря содействию старых бамовцев я переснял наиболее интересные фрагменты этого альбома, делая акцент на снимки с реальными участниками строительства БАМа. Здесь будет множество фамилий; почти все люди на снимках атрибутированы, и быть может, среди них попадутся даже ваши знакомые или близкие люди.
Давайте с вами откроем этот тяжёлый темно-красный альбом и посмотрим его содержание.
1. Титульный лист альбома. Первые 30 страниц были заполнены в момент его создания.
2. Карта СССР со схемой доставки грузов из Ленинграда на северный Байкал. Общая протяжённость маршрута - 6500 км.
3. Выдержки из главного постановления ЦК КПСС и СМ СССР 8 июля 1974 г. о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Важно, что этим же постановлением была установлена целостная и разветвлённая система льгот для строителей БАМа, и эта зона по зарплате была приравнена к районам Крайнего Севера.
4. Решение о формировании треста "ЛенинградБАМстрой". Также были назначены члены комиссии Ленинградского горкома КПСС по БАМу, куда вошли основные руководители Ленинграда в сфере транспорта и проектирования.
5. Структура контроля строительства города Северобайкальска (служба БАМ).
6. Первые предложения службы БАМ ГлавЛенинградСтроя.
7. Для большой ленинградской стройки было принято решение построить транспортно-перевалочную базу в посёлке Култук близ города Слюдянка Иркутской области.
8. Транспортно-перевалочную базу в Култуке построили в 1976 г.
9. 29 сентября 1975 г. будущему населённому пункту было присвоено название Северобайкальск.
10. График поставки грузов из Ленинграда в Култук в период навигации 1975 г.
11. Для временного размещения строителей был спроектирован типовой обогреваемый жилой модуль. Кроме этого, строились и капитальные деревянные строения.
12. Первые "Магирусы" на байкальском берегу. Северобайкальска ещё нет, он только начинает строиться (о самих "Магирусах" и их феномене у меня есть
большой подробный пост в «Лаборатории Перископа»).
13. Шефская помощь Ленинграда Северобайкальску заключалась не только в специалистах, материалах и технике, но и в сфере искусств и образования. Ленконцерт направлял туда коллективы артистов, а большие ленинградские библиотеки собирали для строителей нового города книги, чтобы там формировалась своя книжная коллекция.
14. В IV квартале 1976 г. ЛенинградБАМстрой приступил к строительству постоянных объектов нового города.
15. Летом 1978 г. жилые дома Северобайкальска уже вовсю строились.
16. «Ленинградская» планировка узнаваема и неповторима в зоне БАМа. Этот облик отличает Северобайкальск от других городов зоны БАМа. Несколько лет назад я делал
специальный пост об архитектуре Северобайкальска.
17. Ещё один дом сооружается.
18. Стройка не прекращалась и в суровую зиму.
19. Одновременно строились детсады и школа.
Примерно половина альбома заполнена историческими фотографиями спустя сорок лет после первых печатных страниц альбома. Все эти фотографии были сделаны в золотую эру БАМа (между 1977 и 1989 гг.) и вклеены в альбом уже в июне 2014 г., то есть десять лет назад.
20. Снимок строительства центральной площади Северобайкальска и ДК Железнодорожников. Далеко вдали справа виден вокзал.
21. Первостроители ЛенинградБАМстроя с наградами за строительство БАМа. Поимённо перечислены все награждённые.
22. Фотография награждённых отдельно в большем разрешении. Может быть, кто-то среди них узнает своих близких или друзей.
23. Ленинградцы - строители нового города.
24. Работники первого участка на объекте.
25. Бригадир Владимир Денисенко.
26. Строители жилых корпусов. Середина 1980-х.
27. Бригада отделочников Людмилы Дорофеевой.
28. Инженерно-технические работники СУ-3. 25 февраля 1983 г.
29. Строитель Николай Яньков.
30. Коллектив СУ-3 на празднике 8 марта.
31. Работники жилищно-коммунального отдела.
32. Работники образования и культуры в зимнем саду ДК Железнодорожников.
33. Кубок БАМа по шахматам. 1989 г.
34. БАМовский Дед Мороз помогает строителям.
35. Спартакиада командиров производства. Как видите, спортом тут занималась не только молодёжь.
36. Команда спортсменов ЛенинградБАМстроя.
37. Бамовские дети. Концерт для пап на строительной площадке.
38. Лица БАМовских строителей на последнем развороте этого альбома.
39. Татьяна Ветрова - почётный гражданин города, поэтесса, режиссер и хранитель музея Северобайкальского отделения ВСЖД.
Автор сборников стихов. На БАМе с 1977 года. Именно благодаря её любезному содействию я смог углубиться в фонды Северобайкальского музея истории БАМа в ЦДКЖ и отснять этот фотоальбом, а также множество интересных артефактов эпохи стройки Байкало-Амурской магистрали.