Дуссе-Алиньский тоннель (1807 м) расположен на Восточном участке БАМа на 3382-3384 км магистрали. В его истории интересно то, что он - рекордсмен по подходам к стройке. Его начинали строить и забрасывали... аж 3 раза! Первый раз начали в 1937 и бросили в военном 1942, когда стали снимать рельсы с первого БАМа на Волжскую Рокаду. Второй раз вернулись к проекту в 1948-м и забросили в 1950-м, когда было приказано переместить все силы на ж/д к Сахалину. Через 2 года (1952) одумались и почти полностью достроили этот тоннель к апрелю 1953 г., в конце эпохи Сталина.
Но не тут-то было! Тов. Берия весной 1953 издал приказ о консервации стройки и готовый тоннель простоял ещё 22 года без движения. И когда туда в 1970-е пришли ЖДВ (железнодорожные войска), они застали ствол тоннеля полностью ледяным. Пришлось вырубать лёд кусками, весьма долго; а также частично вытапливать тепловыми пушками. И только за 6 дней до смерти Брежнева, 4 ноября 1982 г., этот тоннель наконец запустили в эксплуатацию.
Восточный портал Дуссе-Алиня (действующий)
Ну а сейчас стали строить рядом второй, для расширения пропускной способности БАМа; его обещают закончить в 2025 г. В июле 2023 г. я побывал на стройке тоннеля и покажу кадры с его строительства, а также первый тоннель и виды притоннельного разъезда.
Схема. Дуссе-Алинь - трассировка на местности. Разъезд находится с восточной стороны.
2. Сперва основная линия БАМа. Восточный портал Дуссе-Алиня. Тепловоз ждет освобождения тоннельного перегона.
3. Ага, перегон был занят - потому что навстречу по тоннелю шёл Фантомас.
4. Теперь на разъезде два тепловоза.
5. ...И как только пришел Фантомас - сразу же пошёл в тоннель новенький 2ТЭ25КМ.
6. Табличка на въезде в портал.
Немного снимков из истории тоннеля.
7. Заброшенный сталинский тоннель 1950 года.
8. Начало эксплуатации тоннеля после разморозки и монтажа систем жизнеобеспечения, 1982.
9. Тоннель в 2009 году, ещё без начала стройки второго. Фото Михаила Крайнова.
Идём к тоннельному разъезду.
10. Разьезд Дуссе-Алинь с ностальгическим советским ограждением. Слева маленькой дырочкой виден портал тоннеля.
11. Памятный камень тоннелестроителям рядом со зданием.
12. Километровый знак 3384/3385.
13. А это уже западный портал Дуссе-Алиня. Тут у меня не было разрешения на подход близко - так что снял издали.
Теперь идём на стройку второго тоннеля.
14. Пожарный "Урал" на территории БАМТоннельСтроя, на входе.
15. Входим непосредственно в портал строящегося второго тоннеля (с востока). Он правей действующего.
16. Вид на движущийся служебный модуль, который недалеко от входа. Он сделан в форме сечения тоннеля, для удобства обслуживания сводов.
17. Идём вглубь. С этой стороны пробили всего лишь метров 300 и нас далеко не пустили, т.к. намечались через полчаса взрывные работы и в конце уже сверлили шурфы под загладку. Своды уже тут забетонированы.
18. Компрессор для нагнетания воздуха. Положен на каждые полкилометра ствола.
19. Внизу - жидкая грязь, так что нам всем выдали сапоги. Идти надо аккуратно и не вступать в ямы.
20. Примерно через 200 м от выхода начинается часть с "голыми" тюбингами. Там наворочено много механизмов, и не все мне были понятны.
21. Техника тоннельщиков, для подъема рабочих к сводам.
22. И вот ещё интересный момент - формирование боковин портала тоннеля. Здесь тоже не все так просто, тут и роют, и стенку удерживающую создают.
23. Сапожки после восточного портала. Потом они будут доверху грязные, после западного :)
На восточном конце нам не дали пройти до конца, потому что готовились взрывные работы. А вот когда мы приехали на западный портал, то маркшейдер согласился провести нас до самого конца, где идёт проходка. Тем более что с западной стороны прошли гораздо больше - около 700 метров, в отличие от 320 м с восточной.
24. Входим в западный портал строящегося тоннеля. Навстречу выезжает подземный бульдозер. Наверху - воздуховод.
25. Идём сперва по полностью сформированной и забетонированной части тоннеля. Сбоку - ниша в технологический проход между обоими тоннелями.
26. А здесь попадаются необделанные начисто сегменты, ещё в тюбингах. Прошли уже метров 400 вглубь.
27. Что-то типа бульдозера - выравнивает грунт.
28. Он же, с другой стороны.
29. Шли-шли и дошли до самого конца, где работает шурфовочная машина. Здесь уже только черновая обделка.
30. Поднимаюсь на горку грунта - низ грунта уже разрыхлен, но ещё не вынут, потом сюда приедет и бульдозер.
31. Машина размечает шурфы по хитрой схеме. Потом идёт закладка ВВ, потом подрыв. После этого слой примерно в 2 м породы разрушается, и её вывозят, а также формируют проектное сечение тоннеля.
32. Машина наверху ревет, ничего не слышно. Спускаюсь обратно с грунтовой горки и попадаю в большую лужу, куда стекает грунтовая вода.
33. Долго иду затем обратно - 700 метров по строящемуся тоннелю это не шутка.
34. Свет в конце тоннеля (с) После похода - помывка сапог и только затем выход на свет. Непросто тут, под землёй... Но дышать можно свободно везде, нормально - воздуховод очень мощный.
Как раз в тот день, когда я там был, тоннельщики
достигли рубежа проходки в 1 километр (из 1830 м). Так что в 2025 году этот тоннель перестанет быть лимитирующим местом на магистрали и станет полноценным двухпутным.
PS. Более подробные репортажи с объектов - в "Лаборатории Перископа" (там они выкладываются оперативно и сразу)
-
Восточный БАМ-1. Дуссе-Алинь. Разъезд и линия-
Восточный БАМ-2. Дуссе-Алинь изнутри. Стройка-
Восточный БАМ-3. Путь к середине тоннеля