По поводу внезапно вылезшего из чулана "Баренцкомура", о котором большинство комментаторов ничего не слышало, а про реку Индигу и что туда что-то предполагается проложить, не слышало и вовсе 99% читаютелей. Вот про Белкомур многие слышали, а Баренцкомур - это что-то новенькое. Многих к тому же смутили громкие заголовки с барабанами 3-4 дня назад - "
Путин поставил дедлайн по магистрали!" или "
Кабмин до 10 мая представит предложения по созданию ж/д-маршрута до Баренцева моря!".
Отсюда возникли вопросы. Что это было вааще? Давайте разберемся, откуда звон и зачем он.
Для начала, можно поднять рекомендательную схему теплого и лампового докрымского 2007 года под осторожным названием "Перспективная топология сети ж/д Россиидо 2030 г. - максимальный вариант". Она имеет хождение в кругах ж/д любителей за то, что показывает железную дорогу на Магадан как плановую, а пунктиром - на Уэлен и Камчатку. Этакая ненаучная фантастика, но красивая картографически. Самое то для тех, кто любит мечтать. И там действительно есть ветка на Индигу (см. фрагмент этой схемы). Идет она от Северо-Печорской линии, от ст. Сосногорск на север, оценочная длина - 612 км. Про нее не было никаких громких упоминаний в СМИ все постсоветские 30 лет, но в перспективных намётках она существовала. Однако, например, публикация на сайте ТАСС бодро сообщает нам, что - тадам! -
[...] Проект "Баренцкомур", предполагающий строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, которая соединит Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут, закреплен в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ
Видите, какой (внезапно!) мощный размах в стиле Остапа Бендера и планов мега-громадьё? Не просто ветка от Сосногорска, но новая магистраль через пол-России! А была ли она в вышеупомянутой "Перспективной топологии" 2007 года? Смотрим схему: неа, не была. Это более свежая придумка. Вот я на этой же схеме нарисовал красным примерный путь такой магистрали, со стрелочками, чтобы не потерялось. И всё, что дальше от Троицко-Печорска и до Сургута - нигде не светилось, не плавнировалось.
Так откуда же кипиш? И почему г-н Путин так всех внезапно поставил на уши новым смелым проектом, да ещё и дедлайны выставил? Для этого надо заглянуть в первоисточник, то есть
в список президентских поручений на кремлевском сайте. Ага, смотрим п.1:
[...] 1. Правительству Российской Федерации:
а) представить предложения по созданию железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю в районе бухты реки Индиги;
б) обеспечить разработку и утверждение плана мероприятий по подготовке и проведению в 2024 году празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Срок - 10 мая 2022 г. / Ответственный: Мишустин М.В.
И как видим, все там скромненько и рутинно. Никаких "поставил на уши новым проектом" нет. Есть лишь поручение "представить предложения по созданию". Нет, не создать аванпроект и даже не начать изыскания - а всего лишь предложения. А они могут быть разными, ибо Правительство - это не только Минтранс, но и Минэкономразвития, и Минфин. Поручение должно быть выполнено до 10 мая. И там вполне могут написать, как и по плану новой линии от Эльги на Аян, которая прогремела в прошлом году с подачи угольщиков - "нецелесообразно, ибо крайне дорого" (я упрощаю, но смысл именно такой). Или помягче - "признать целесообразным перспективное строительство путем ГЧП с долей государства не более 20%, возложив капитальные затраты на заинтересованные структуры". Это, в общем, тоже на 95% по факту заморозка планов.
Вспомним тут, кстати, несчастную судьбу другой магистрали - "Белкомур", с которой, как с писаной торбой, носились лет 12 подряд, начиная с 1999 года. Её уже и с помпой открывали от ст. Григорьевская на Транссибе, группой губернаторов, и построили по 4 км демонстрационных с двух сторон, и... И потом всё тихонько заглохло. Можете почитать, ради смеха, историю телодвижений
вокруг этого Белкомура. Столько выгод на бумаге, хоть беги прямо сейчас шпалы клади! А в реальности - ноль.
Есть и ещё рабочая версия. Этот проект оживился в связи с массированным освоением СМП, и поэтому он сумел попасть в президентское поручение. Выход тут не в депрессивный Архангельск, на который давно махнули рукой, а ближе к основному маршруту СМП и, значит, тоже его загрузка. Проект показался интересным, и решили потеребить правительство, чтобы министерства дали свои экспертные заключения - что это за хрень такая и во сколько она встанет? Тем более что сам Путин с подачи Троценко (главного сырьевого интересанта этого проекта)
рассуждал о нём на прошедшем ВЭФе полгода назад. Вот некоторые цитаты оттуда:
(Троценко, размахивает шашкой)
[...] Второе - это поиск альтернативных маршрутов. Из альтернативных маршрутов участниками сессии были определены два маршрута. Первый маршрут - это Эльга - Охотское море. Это маршрут, который может быть построен за деньги инвесторов, притом что инвестору будет предоставлена квота на вывоз угля на пятилетний период, на период строительства трассы. Это может быть реализовано совсем без средств государства.
Второй маршрут - это строительство участка Северного широтного хода, который позволит соединить Свердловскую железную дорогу и Северную железную дорогу и выйти в незамерзающую часть Баренцева моря в районе Индиги. Бо́льшая часть этого железнодорожного маршрута уже построена, то есть идёт разговор о двух участках, которые нужно достроить. Это позволит грузы из района Новосибирска, Кузбасса, транзитный груз из Казахстана вывозить на глубокую воду по маршруту, который в полтора раза короче Транссиба, и разгрузить Транссиб для более дорогих перевозок - скажем, контейнерных грузов.
(Путин, осторожничает, никаких обещаний не давая)
[...] По поводу выхода к Баренцеву морю. Мы давно уже этот проект изучаем, предлагаем. Давайте ещё раз к этому вернёмся. Безусловно, это хороший проект, и над ним нужно продолжать работу. Разгрузить Транссиб - это абсолютно верно даже со стратегической точки зрения, на будущее.
Отсюда и выросло поручение. Оно никого ни к чему не обязывает, кроме дачи экспертных заключений. И никаких дедлайнов не устанавливает, кроме оценки проекта. Нет никакой конкретики ни о проектировании, ни о изысканиях, ни тем более о финансировании начальных этапов. Просто - "хорошо бы, чтобы оно у нас было, но нам бы за это ничего не было". Памятуя судьбу несчастного Белкомура, где нужно строить гораздо меньше и который тоже "разгружает Транссиб", но ничего не построено за 25 лет - к перспективам этого проекта тоже приходится относиться осторожно. Мне думается - если это и выстрелит, то явно не в 2020-х. Пока это просто красивый трёп. Сгодится для ВЭФов, ПЭФов и прочих элитных тусовок, где надо показывать красивые, захватывающие презентации, но не обязывать себя ничем. Я ещё специально посмотрел на Викимапии, есть ли там хотя бы какие-то базы, фактории крупных компаний - чтобы от чего-то начинать, разворачивать фронт работ. Нет, пока там вообще ничего нет.
Оптимисты возразят мне: но тогда почему же пресса так громко отработала рядовой, по сути, инфоповод? Отчего такие фанфары и заголовки? И тут ответ есть, и он простой: у проекта есть коммерческие интересанты, а у них есть деньги на PR, дабы привлечь всеобщее внимание. Вот потому и так громко. Выдыхайте, бобры :)
Схема 1. Западный кусок Перспективной топологии ж/д сети России до 2030 г. (версия 2007 года)
Схема 2. Нарисованный мною вручную на этой топологии озвученный ТАСС-ом фантастический маршрут от Индиги до Сургута.