Сегодня на канале Гостелерадио выложили
20-минутную советскую документалку про историю Железнодорожной миссии 1920-24 гг., которая заказывала паровозы за золото в Швеции и веймарской Германии. Документалка являет собой замечательный пример сусловской "выжимки истории" - где создатели фильма умудрились ни словом, ни полсловом не упомянуть про
(
Read more... )
----
* - Мы отдаём всю нашу продукцию комиссариату путей сообщения. Нам необходим постоянный договор с ним, который даст нам оборотные средства. Но этого договора всё нет и нет, и когда он будет - неизвестно. Если мы не заключим его, мы зарезаны. В октябре нас снимут с государственного снабжения и тогда без договора нам крышка. А тормозится договор отсутствием средств у НКПС. Положение скверное.
«Пароремонт» - завод, имеющий государственное значение. При надлежащем снабжении средствами он мог бы довести выпуск до одного паровоза в день. Но никаких средств у нас нет. А, между тем, будущий урожай, его реализация - всё это зависит от транспорта, а, значит, непосредственно от заводов нашего типа. Станет он, и транспорту будет нанесена неизлечимая рана.
Булл. [Михаил Булгаков, тот самый]
«Рабочая газета», Москва, 1922, 15 авг.
Reply
Главное слабое звено 1921-1922 года - "мертвый" паровозный парк после Гражданской. Вот и начали решать эту проблему, которую признали самой главной. Лично я полагаю, что выбор приоритета и самого слабого звена был верным. К тому же и паровозные заводы восстанавливали. Но это дело небыстрое, не 2-3 месяца.
Reply
"При надлежащем снабжении средствами он мог бы довести выпуск до одного паровоза в день"
И это не Путиловский, а будущий наш ЗиО-Подольск
Не надо подгонять прошлое под идеологически верный ответ.
Reply
Reply
Reply
Заводы лежали в коме, а некоторые и вообще были почти полностью парализованы. Налаживание и восстановление их работы шло, и весьма динамично - но это всё равно было гораздо дольше, чем быстрый приход готовых немецких паровозов (шведские пришли попозже, в 1924). То есть, вливание золота в них всё равно не дало бы столь быстрого эффекта. А так, проблему решали с двух стороны - просто отечественные заводы вышли на нормальный темп примерно к 1926-27 гг., а заграничный заказ позволил получить паровозы в критические 1923-24 гг., когда всё лежало в коме.
Reply
С такой защитой и нападения не надо.
Reply
Ситуация Гражданской войны с политикой военного коммунизма, эмиграция специалистов и так далее. Но это не имеет значения для данного вопроса: заводы по факту лежали в коме, и их надо было оттуда выводить. А это требовало времени, и немалого. Заграничный заказ позволил осуществить вброс на сеть более тысячи мощных и современных локомотивов, к тому же хорошо освоенных в отрасли, в короткое время. Иногда время и быстрота ценнее, чем количество. Как на войне, так и в экстремальной обстановке.
Reply
Непонятно, почему вы против этого. Выбор-то между временем и передачей заказа заграничным друзьям - ложный. В данном случае.
Reply
Разумеется, ложный. Ибо работа по восстановлению транспорта в 1921-25 гг. шла массированная и по всем фронтам - задействовались все каналы. И восстановление заводов, и реанимация "больных паровозов", и покупка за рубежом по своему проекту, и т.д. Просто последний метод - наиболее быстрый, а время в том же 1923 г. имело критическое значение.
Непонятно, почему вы против этого.
Я как раз "за". И к 1926-27 г. заводы тоже поднялись из комы и стали работать. Но вы упорно игнорируете мое замечание про время и критический период.
Reply
Reply
Так называют «Пароремонт». И надо сказать, что это, быть может, единственный завод, заслуживающий этого названия. Весь он до последнего винта оборудован в революционное время. На теперешней территории завода был только голые стены неоконченного постройкой частного кабельного завода Шамшина и Вишнякова. ВСНХ, в ведении которого «Пароремонт» находится с 1918 г., собирал с закрывающихся военных заводов оборудование, пока совершенно не наладил «Ремонт». Штат рабочих был доведен до 800 человек, и, постепенно развиваясь, завод начал выпускать к началу 1922 г. по 15 паровозов в месяц.
Reply
А кома наступает тогда, когда финансирование перекрывается, и об этом тоже написано.
Reply
Вообще, замечательный подход. Ну, сейчас, скажем под управлением какого-то талантливого менеджера отрасль дойдет до ручки, а он продукцию своих заводов будет за золото за границей заказывать... Да и сравнить даже не с чем, потому что сейчас ещё голода нет.
Reply
Афера: ельцинская ВСМ в 1997 году. Деньги потрачены, не сделано ничего, колоссальный труд закопан в землю.
Не афера: закупка паровозов в критический момент за рубежом по своему проекту. Деньги потрачены, 1200 локомотивов пришли быстро, и больше 2/3 их них еще и хорошо воевали во Второй Мировой. Паровозы - современные на тот момент.
Не афера: закупка "Сапсанов" вместо полумертвого "Сокола", который морально устарел уже к 2000 году и налаживание интенсивного (15 пар в день) межстоличного скоростного сообщения не на словах, а на деле.
Reply
Не принципиально называть это аферой.
Речь о содержании ситуации в целом, а содержание это - и я знаю, о чем говорю, так как работаю в машиностроительной компании, в которой за такое по голове не погладили бы - предательство своей страны и своего народа, учитывая голод в Поволжье - при особо отягчающих обстоятельствах.
Reply
Leave a comment