Во время недавнего визита на Камчатку звезды случайно сложились так, что я попробовал два радикально разных салона одного и того же самолёта - туда летел в "селедочном" салоне стиля 2000-2010-х, а обратно - в более просторном салоне стиля 1980-х. При этом тип самолета был один - Б-777, но разных поколений. Первый - Б-777-300ER 15-летней давности (EI-GET), а второй - доставшийся "России" от покойного "Трансаэро" более ранний Б-777-300 (EI-UHL), 23 лет от роду. Имена лайнеров - "Магадан" и "Сочи". Еще раньше оба лайнера летали соответственно в Эмиратах и Сингапуре. Тем самым была наглядно продемонстрирована смена поколений набивания паксов - сейчас как селедок в консерве, а ранее - умеренно, позднесоветской плотности.
Тут вот что интересно, в этой связи: как только я упоминаю в своих репортажах плотность рассадки, тут же налетает камарилья авиафилов и начинают дружно верещать в комментах "плотность кресел зависит от жадности авиакомпании!". Первый коммент такого плана обычно появляется примерно через 3-4 минуты после публикации поста. Так вот - нет, ребятки: в России или Европе она зависит в основном от того, когда в лайнере определенного поколения сформировали "выгодную" схему рассадки, насколько давно это произошло. И затем большинство авиакомпаний принимает "стандарт новой допустимой селедочности". Я не про мифические австралийские линии, которыми я в обычной жизни не пользуюсь, а про реальные российские и европейские линии. И мы видим, что если в старом поколении лайнеров набивали не очень сильно, то в новом - под завязку.
Сейчас как раз и пришлось сравнить. Тенденция - налицо. Более новый лайнер имел схему 3+4+3, а более старый - 3+3+3. И когда я зашёл в него, мгновенно почувствовал большее разрежение пространства и свободу посадки в кресло. Можно повернуться, есть несколько дополнительных см от соседнего пассажира, чуть дальше расстояние от окна. Да и проход чуть пошире. Так вот, старая схема с расстояниями в стиле 1980-х - это примерно как было в Ил-62, а новая - сильно теснее. Поэтому я в свое время, 10 лет назад, был так сильно шокирован первым по-настоящему "селедочным" дальним полётом, когда
полетел в 2011-м Москва - Владивосток после длительного перерыва (до этого был Ил-96 со "старой" плотностью, весна 2003-го). Потом, конечно, привык, совершив несколько полётов в бобиках и арбузах на Камчатку, в Южно-Сахалинск, Якутск и Владивосток. И вот недавно снова перенесся как будто бы в 1980-е, удачно угодив в лайнер с рассадкой пониженной плотности (по нынешним временам, конечно, пониженной - а в 1980-е нам и это казалось слишком тесным).
Ну да ладно. Давайте посмотрим оба лайнера снаружи и изнутри.
На первый взгляд модель - одна, но какая разница внутри!
2. Шереметьево. Лайнер "Магадан" готовится принять пассажиров в рейс на Камчатку.
3. Полёт в Петропавловск. Крыло и первый луч солнца по пути на восток, где-то в районе плато Путорана.
4. Схема рассадки 3+4+3.
5. Кресла в салоне набиты предельно тесно. Практически негде повернуться: стандарт "новой селедочности" вошел в силу как-то незаметно в середине-конце 2000-х.
6. Крыло "Магадана" на подлете к Камчатке.
7. Крыло Б-777-300ER.
8. Б-777-300ER на высадке пассажиров в аэропорту Елизово.
9. Через месяц - обратный рейс. Пассажиров будет брать Б-777-300 "Сочи".
10. Вид спереди, аэрп. Елизово.
11. Заходим внутрь: приятный сюрприз, тут намного просторнее!
12. Пассажиры и рассаживаются быстрее и расстояние между соседними креслами больше (не между рядами, там как раз все так же).
13. Взлет из аэропорта Елизово. Ряд достался возле крыла.
14. Да-а-а... Сантиметры имеют значение!
15. Долетели. Высадка пассажиров в Шереметьево. Лететь было намного приятнее с плотностью как у Ил-62.