Несостоявшаяся трагедия на границе Удмуртии и Татарстана

Aug 20, 2021 23:15

Вчера-сегодня меня буквально засыпали ссылками на потенциальное ЧП на границе Удмуртии и Татарстана. Дескать, "вот ты писал всё время, что лобовое столкновение на магистральной линии у нас невозможно, а смотри оно как вышло!". Случай поучительный, на грани - и я конечно же стал смотреть, а что это в реале там случилось? Текста служебной телеграммы РЖД у меня пока нет, но вот свести разные сообщения воедино всё равно можно, вынув оттуда зёрна с фактами. И в общем, этот случай - напротив! - как раз и показывает, почему вероятность банальной "лобовухи" на наших ж/д в десятки раз ниже, чем в Европе, где это происходит 2-3 раза в год, и часто с многочисленными жертвами.


Итак, что случилось в Удмуртии, по известным сейчас вводным? (описываю упрощенно, чтобы понятно было всем)


1. На перегоне встал пассажирский поезд (!) под неисправным тепловозом ТЭП70БС, замкнув блок-участок в автоблокировке.
(Это неэлектрифицированная второстепенная тепловозная линия, ответвление от Казанбургской магистрали на юг от Агрыза)

2. Диспетчер совершил грубейшую ошибку, отправив на занятый перегон грузовой состав НАВСТРЕЧУ пассажирскому по предупреждению в связи с "окном" по ремонтным работам (=человеческий фактор).

3. Однако, когда грузовой поезд проследовал свободный блок-участок и попал на занятый, вступила в действие автоматическая система безопасности в локомотиве (АЛСН). В этом случае кнопка бдительности срабатывает каждые 15 секунд (!!!) - и если машинист не увидел опасности в аварийном режиме движения и ничего не сделал, следует немедленное экстренное торможение (=защита от дурака, исключающая человеческий фактор).

4. Состав экстренно затормозил и встал в 700 м от встречного пассажирского.
Видите, в чем отличие от "прогрессивной" Европы? Система безопасности на магистралях РЖД многослойна и даже если человеческий фактор подвёл, в дело вступает бездушная автоматика, которая без рассуждений и переговоров механически выполняет свой алгоритм. Именно поэтому даже грубые ошибки неопытного диспетчера НЕ привели к трагедии.

PS. Кстати, вопрос, как бы сработала новомодная интервальная система движения, которую пробуют внедрять кое-где вместо автоблокировки, чтобы увеличить пропускную способность магистралей. Есть некоторые подозрения, что она бы не скомпенсировала ошибки диспетчера...

UPD. Прислали телеграмму РЖД, изучил. Случай ещё более эталонный: пассажирский поезд под локомотивом был исправен, и остановлен на перегоне экстренным торможением по срабатыванию автоматической АЛСН (переход сигнала КЖ на К). Грузовой остановлен машинистом после входа на занятый блок-участок и тоже экстренно. При этом диспетчер участка совершил аж 4 нарушения, не обладая опытом отправки поездов при частичном отключении стрелочных переводов и автоблокировки.
Т.е. "защита от дурака" сработала не с одной стороны, а с ОБЕИХ. Вот так и работает выстроенная система, компенсируя человеческий фактор.

крушения, железные дороги, анализ

Previous post Next post
Up