XV. По Сызрано-Вяземской дороге от Пензы до Ряжска

Aug 04, 2021 20:25

После 4-дневного пребывания в Пензе настал час убывать дальше по маршруту - на этот раз по линии Сызрано-Вяземской дороги в Ряжск. Именно таким путём ходил "Сибирский экспресс" из Москвы во Владивосток и Чаньчунь до 1915 г. (через Тулу). Ну что ж, и мы повторим этот путь. Были взяты билеты на пензенский "Дневной экспресс", который уходил из Пензы около 7 утра, а приходил в Ряжск ближе к 2 часам дня. Этот поезд, как я понял, для тех, кто не хочет ночевать в пути - ибо он прибывает в Москву в разгаре вечера.

Утром мы пришли на поезд пешочком, и уже начинало припекать. Как покажет дальше дорога, в этот день будет страшенная жара, пожалуй самая-самая за всю поездку. Но что поделать - билеты по маршруту куплены, придётся ехать именно сейчас.


По Сызрано-Вяземской линии на пензенском "Дневном экспрессе"


2. Поезд наш под тепловозом, и идём мы теперь по неэлектрифицированной однопутке. В первые минуты после отправления проходим Арбеково - самый крупный спальник Пензы, про который я тут тоже рассказывал.


3. Сначала вагоны были полупустые - будний день среди недели. Но, на удивление, вполне комфортные, кроме одного - не было кондиционирования. А в такую жару, как мы окунулись, это крайне актуально.


4. Выход в рабочий тамбур. Титан, как видите, аккуратно зашит панелями "под дерево".


5. Туалет. Вполне себе чистый.


6. Умывальник в туалете.


7. Дореволюционная открытка с этой дороги. Она была казённая, так что по ней шли практически все дальние сибирские поезда Империи.


7а. И страничка расписания МПС РИ за осень 1914/ зиму 1915. Обратите внимание, какие поезда обращались по этой, теперь второстепенной, линии.
Во-первых, фешенебельные "Сибирские Экспрессы" 1-2 кл. во Владивосток и Чань-Чунь. Далее, более простые Москва - Челябинск и Москва - Иркутск. Затем, южный Варшава - Ташкент и Петербург - Москва - Ташкент. Ещё: Петербург - Челябинск, Вязьма - Челябинск, Вязьма - Новониколаевск и Вязьма - Самара. Весьма немало для тех времён!


8. Ну что ж, едем. Первая существенная остановка на пути - станция Белинская (в городе Каменка).


9. Здесь стоит указатель на Москву. До неё - 624 км.


10. Водонапорка Сызрано-Вяземской линии.


11. Станция Титово.


12. Станция Башмаково.


13. Провожающие кого-то.


14. Там же была замечена странная водонапорка - низенькая и пузатая. Никогда такой не видел.


15. Станция со странным названием Соседка. Это уже почти граница Пензенской области. Вернадовку я почему-то пропустил - кажется, ел за столиком в это время. От Вернадовки уходит на север соединение с Рузаевским ходом на Рязань, который в царское время принадлежал частнику.


16. Пейзажи Тамбовщины.


17. А это уже река Цна, на которой выше по течению стоит Тамбов.


18. Наконец, вдали показался огромный храм, который мы издалека объезжали минут 6-7 и он всё время был виден. Это уже город Моршанск Тамбовской обл. Этот же храм показан и на царской открытке (см. фото 7)


19. Какие-то индустриальные руины. Видимо, элеватор советского времени.


20. И вот, 15-минутная стоянка в Моршанске. Самый пик жары! Вагон нагрелся, дышать нечем. На станции тоже жарища далеко за 30°. Здесь много народу село во все вагоны.


21. Вокзал Моршанска.


22. Станция Базево (вид из хвостового вагона).


23. Обратите внимание на деревянные шпалы! Кое-где на этой не очень оживленной линии они есть. Темные разводы - это не помехи объектива, а тепловозный дым. Им ощутимо попахивает везде, т.к. окна приоткрыты из-за жары.


24. Какая-то старинная заброшка близ водоёма.


25. Станция Ракша.


26. Мост через мелкую речку Пячка. Смотрите на ограждение - тут ещё остались советские ностальгические конструкции.


27. Линия, надо сказать, довольно живописная.


28. Станция Ремизово. До Ряжска остался всего час.


29. И на деревянном вокзале памятная доска в честь местного начальника станции (1954-1979).


30. Станция Верда с дореволюционным вокзалом.


31. Водонапорка другого стиля, видимо 1920-х или даже 1930-х.


32. В 13-20 наш перегретый поезд прибывает на станцию Ряжск I, где мы вылазим из вагона встречь нещадно палящему солнцу. Приехали. Расстояние в 420 км мы проехали примерно за 6 с небольшим часов, что в общем-то очень неплохо, несмотря на тепловозность линии.


Но о станциях Ряжск-I и II будет отдельный пост, это сама по себе интересная локация.

Продолжение следует

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

Ряжск, железные дороги, архитектура, Русский Эллипс, Пенза

Previous post Next post
Up