XI. Пенза Первая и Арбеково

Jul 20, 2021 12:07

В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы (Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция - Пенза-1. Там и расположен основной вокзал, там - остановки поездов дальнего следования и она ближе всего к центру. Здесь происходили и основные исторические события начального периода Гражданской войны - те, что с белочехами. Кроме этого, здесь же я покажу и Арбеково - станцию на Ряжском тепловозном ходу, которая находится на западе города и граничит с его самым огромным жилым районом.



2. Жили мы в Пензе на ул. Луначарского, которая является одной из двух городских осей Восток - Запад (Чаадаева - Луначарского - просп. Победы) и совсем недалеко от паровоза Су, стоящего средь жилых домов, вдали от магистрали.


3. От этого паровоза до автовокзала - буквально 200 метров, ну а дальше - подземный пешеходный тоннель - прокол под станцией Пенза-1. Кстати, любопытно, что раньше тут была узкоколейка, которая вела на привокзальную площадь.


4. Но начнём смотреть станцию мы от её дальней западной части, где она сливается в два независимых пути. Смотрите, один путь - без "шнурка", второй - электрифицирован, и оба - магистральные! Как так? А очень просто: за Толстовским путепроводом линии расходятся: правая электровозная - это петля на Пензу-4 и далее на Рузаевку, именно по ней мы приехали из Кандалакши сюда. А левая тепловозная - это и есть магистральный Ряжский ход, или историческая Сызрано-Вяземская ж.д., которая при царе была основной, а сейчас по факту стала второстепенной.


5. Но мы развернемся и пойдём к станции Пенза-1. Дом, где мы в Пензе остановились, буквально в 200 м отсюда, близко.


6. Вот опять невольная удача: по тепловозному Ряжскому ходу навстречу нам идёт 2ТЭ10У с пассажирским поездом на Москву!


7. Да ещё и колоритно так дымит.


8. Идём дальше. Вдали виден сдвоенный электровоз-постоянник ЭП2К - Пенза-1 это станция стыкования, и тут электровозы меняются.


9. Станция делает резкий поворот и вдали показывается главный пензенский вокзал.


10. А сбоку стоят на страже и тепловозы ТЭП70 на выдачу: ведь тут один из четырех выходов - тепловозный (направлением на запад).


11. Вокзал всё ближе. Шли мы прямо через станцию, но тщательно выбирали тропинки служебных проходов, чтобы не провоцировать задержание.


12. Служебная мотриса, а вдалеке - вокзал.


13. А вот он во всей красе, вокзал Пенза-Первая. Образчик брежневского модернизма и памятник той эпохе. Построен в 1975-м, году "Союза-Аполлона" и Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Многие его нещадно критикуют, но по-моему, он уже перерос критику и является ярким памятником своей эпохе.


14. Согласитесь, что-то в этом архитектурном решении этакое, харизматичное есть?


15. Нынешний вокзал - третий по счёту. До него тут стоял сперва деревянный (1874-1909), потом в 1910 году Сызрано-Вяземская дорога соорудила вот такой каменный вокзал.


16. После революции и поволжского Голода, в 1923-м, его увеличили и нарастили вторым этажом. В таком виде он простоял почти полвека, до 1971 г. Фото 1923 года и обратите внимание на количество путей пассажирской станции - Пенза была очень важным узлом дорог.


<...>

19. Ладно, заходим в этот огромный советский вокзал. Весь зал разделен на сектора, но представляет собой единое пространство, где часть площади занимают залы ожидания. Сделан стандартный "евроремонт", судя по потолку.


20. В недрах вокзала отлично уживаются рядом Владимир Ильич и Иисус Саваофович, ничуть друг другу не мешая. Думаю, если справа и слева от них добавить ещё Николая Александровича и Иосифа Виссарионовича, то средний пензяк ничуть не удивится, а добродушно посмеиваясь, добавит:
- Ну а чо, хорошо получилось. Все люди заслуженные, знаменитые. Пусть стоят!


21. Взгляд в другую сторону. Зал, конечно, огромен.


22. На одном из торцов сохранилась советская мозаика.


23. Рядом у огромного остекления - детский городок.


24. И регбисты пензенского "Локомотива". На их фоне можно и сфотаться :)


25. Привокзальная площадь. Центр тут близко, а чтобы попасть на топовую улицу центра - пешеходную Московскую - надо взять левее метров 400 и пойти вдаль по следующей перпендикулярной улице.


26. Вид на вокзал со стороны площади.


27. Нет, определенно, что-то в этом решении есть! Оно, как минимум, запоминается и необычное.


28. Теперь покидаем Пензу-1 и едем по автомобильной оси на запад города, где расположен крупнейший спальник Пензы - Арбеково.


29. Здесь к громадному спальнику примыкает с юга небольшая станция и платформа Арбеково на тепловозном Ряжском ходу исторической Сызрано-Вяземской ж.д.


30. Здание поста ЭЦ из силикатного кирпича.


31. 701-й километр. Опять же, вопрос, откуда счёт? От Вязьмы, от Тулы-Вяземской, от Москвы?


32. О, как здорово: уцелел и старинный вокзал, превратившийся в жилой дом.


33. Очень круто. Дому, наверное, уже лет 120-130. Причём он и не думает рассыпаться, чем обычно мотивируют сносы старых деревянных вокзалов на сети.


34. Вид в сторону Моршанска. Там уже вскоре Пенза заканчивается.


35. О, и опять удача: с пензенской стороны ползёт под тепловозом пассажирский поезд на Москву! Вот это да!


36. Поезд идёт на Москву под 2ТЭ10У. Любопытно, что и вчера такой же поезд мы поймали на выходе из Пензы-1, см. фото №6-7.


37. Показал нам хвост и умчался на запад.


Ну что? Станционные реалии мы в основном рассмотрели, пора и саму Пензу глянуть.
Это уже задача на следующую часть.

Продолжение следует

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

железные дороги, архитектура, Русский Эллипс, уход в историю, Пенза, Советский Союз

Previous post Next post
Up