V. Поезд №551: на архангельском ходе

Jul 08, 2021 11:17

С самого утра и до раннего вечера 551-й поезд пробирается по "онежской перемычке" между мурманским и архангельским ходами (почти 10 часов), а на станции Обозерская выходит наконец на главный ход Северной ж.д., который ведёт через Вологду и Ярославль прямиком на Москву. Тем не менее электрификация по этому ходу есть только до станции Обозерская, а дальше она ведет именно на онежскую линию с интенсивным грузовым движением. А вот на Архангельск и Северодвинск - только тепловозное движение.

Итак, около 6 вечера наш поезд прибыл на очень колоритную станцию Обозерская с уникальным вокзалом 1896 года времён ещё мамонтовской узкоколейки. Для меня было очень удивительно, что в наши "эффективные" времена такой вокзал не просто уцелел, не только не одет в сайдинг, но ещё и дотошно отреставрирован, вместе с высокой трубой! Видимо, он успел стать объектом культурного наследия, что его и уберегло.



2. Вот вокзал Обозерской с другой стороны, где хорошо видны ниспадающие теремные фигурные крыши. Действительно, стиль!


3. От хвостового вагона в обратную сторону видна необычная водонапорка. Подойдем поближе?


4. Действительно, необычная. Я даже затрудняюсь определить её время. Но, скорей, это начало 1930-х. Хотя может быть и 1914-1917 гг., перед революцией (upd. - так и есть, уточнили).


5. Дальше вокзала стоит тоже историческое, но меньшее каменное здание. Возможно, это была кубовая с кипятком или товарная контора.


6. В глубине виднеется деревянный храм в поморском стиле.


7. Пришлось выйти на дорогу и подойти к нему поближе. Вот он во всей красе, если точнее - это часовня в честь Тихвинской Божией Матери.


8. В скверике виднеется и современный знак "40.000". Это в честь 40.000 километра электрификации ж/д России, состоявшегося в 1997 году, когда сюда пришла электра из Няндомы.


9. Пристанционная улица. Перрон и станция здесь не огорожены и не озаборены, можно свободно ходить туда-сюда. Всё патриархально и спокойно.


10. И ещё раз вокзал, на этот раз с гуляющими пассажирами поезда. Было довольно тепло, и мне кажется, что в более старинные времена тут было много "бабушкиной торговли". Хотя сейчас никто ничего не продавал. Но я здесь до этого не бывал, первый раз в жизни оказался на этом участке.


11. Ещё один ракурс на местный вокзал. Как видите, он 3-этажный.


12. Зашёл внутрь - всё выпотрошено и обшито простыми панелями, "евроремонт" и "подвесной потолок". Ничего не напоминает об уникальности, всё типовое.


13. Расписание тут для такой дальней северной линии весьма немаленькое по нынешним ковидным временам, около десятка поездов.


14. Вокруг вокзала сохранено ещё несколько старинных построек в том же стиле.


15. Так, сходим в голову состава. Обратите внимание, у проводников "Гранд-Экспресса" форма цвета морской волны.


16. Наш поезд ещё от самой Кандалакши (а скорее, от Мурманска) ведет переменно-токовый ЭП1 №287. И он же будет вести нас до самого Данилова, где переменный ток закончится, до завтрашнего утра.


17. Вид в сторону Вологды.


18. Дальше я хотел "поймать" в объектив строения города Мирного (ЗАТО Плесецкого космодрома), но не успел. Сам город интересно построен: развёрнутым на 45 град. к железной дороге прямоугольником, который касается ж/д линии одним кончиком. Поэтому проезжаешь его - а всё время тайга, сплошное море зелени, как вот на снимке. Только на минуту мелькнули многоэтажные дома и сразу скрылись в зелёном океане, я даже не успел среагировать.


19. "Космическая" станция Плесецк, 20.30 вечера. Здесь в поезд садилось довольно много народа.


20. Станция Плесецкая и посёлок при ней находятся в открытой зоне. Вокзал наглухо зашит в сайдинг.


21. Около вокзала тоже деревянная часовенка, как и на Обозерской.


22. Вид назад из хвостового тамбура. 10.30 вечера. Тут уже ночи не светлые, они постепено "нормальнеют". Хотя, конечно, ещё и не тёмные.


23. Около 11 вечера прибыли на станцию Няндома. Стоянка 15 минут, снова все высыпали из вагонов погулять.


24. В скверике на станционном пригорке увидел светящуюся тумбу, пошёл к ней. Читаю про историю станции, проникновенный текст про тогдашнего хозяина линии Савву Мамонтова. И всё бы хорошо, но только вот сладостные копирайтеры забыли упомянуть тот факт, что скаредные частники протянули в один из важнейших северных портов Российской империи не полноценную железную дорогу, а узкоколейку с малой пропускной способностью, и к тому же сэкономили на мосте через Волгу, устроив там паром для пассажиров. А грузы - дважды перегружали. В результате государству в начале XX века пришлось "спасать" линию, выкупать её у обанкротившегося магната и полностью её переделывать на полноценную. Плюс строить капитальный мост через Волгу, который успели еле-еле ввести к началу Первой Мировой. Такой вот пердимонокль :)


25. Ага, а станция Няндома при постройке была такой же, как и Обозерская.


26. Но в отличие от той она старинный вокзал не сохранила, а когда-то в 1970-е получила стеклобетонщину в тогдашнем стиле.


27. Наконец, в час ночи прошли Коношу, где к архангельскому ходу примыкает Северо-Печорская магистраль предвоенной постройки. Тут я тоже вышел, подышать воздухом и покормить северных комариков.


28. Тоже часовенка у вокзала. Но уже обшита сайдингом.


29. Здесь ещё белые ночи, примерно как в Питере. Вид в сторону Архангельска.


30. И наш хвостовой вагон, с видом в сторону Вологды.


Пора идти спать. Ехать ещё много, полтора суток. Вологду проедем ночью.

Продолжение следует

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

Обозерская, железные дороги, архитектура, Русский Эллипс, Няндома, Коноша

Previous post Next post
Up