Начало строительства канала "Стамбул"

Jun 28, 2021 11:17

Ещё одно событие июня - турки приступили, наконец, к постройке канала "Стамбул". Правда, наши доблестные СМИ это подали как нечто совершенно новое и невиданное - хотя я ещё 3 года назад разбирал предыдущий проект этого дубль-канала.

Начинать рыть канал турки хотели ещё в 2011-12 гг., потом проект откладывался раз 5-6 и вот, наконец, через 10 лет они решились. Трассировка канала теперь придвинута заметно ближе к Стамбулу, километров на 10-15. Открытие освятил своим монаршим присутствием сам Эрдоган-паша. Строительство будет колоссально дорогое - ведь кроме канала, надо заново через него проложить всю имеющуюся инфраструктуру в сторону балканской Европы (авто, ж/д, электро, трубопроводы и прочие коммуникации).

Общая оценка затрат "под ключ" - 45-50 млрд. $. Длина канала - 45 км, глубина - до 21 м (первоначально замахивались на 25 м, но умерили карася), ширина - 300 м оптимум, кое-где немного уже - 275 м.


Турки, безусловно, справятся с этим вызовом - году к 2029-30. Они сейчас успешно строят анатолийскую ВСМ, уже проложили более 1000 км, и за ограниченный срок в 15 лет умудрились продырявить под Босфором магистральный тоннель и перебросить через него несколько сложных высотных мостов. В проект также входят строительство двух полумиллионных городов по концам канала, по типу египетского Суэца, и крупного аэропорта на северном побережье, №3 в большой стамбульской агломерации (а это уже реализовано).


Что же касается опасений насчёт конвенции Монтрё и прочего такого, то скоропалительные выводы типа вот такого:
"Таким образом, после завершения строительства этого канала, конвенция Мантре прикажет долго жить, поскольку она распространяется только на Проливы. (...) Этого вполне достаточно, чтобы прогонять по каналу как супертанкеры и гигантские контейнеровозы, так и атомные подводные лодки с авианосцами" - при всем уважении к Борису aka colonelcassad не имеют под собою веских оснований. Почему?

Во-первых, конвенция касается не только Проливов, но и правового режима в Черном море в целом, независимо от способа прохода туда флотов нечерноморских держав. Там есть ограничения и по тоннажу и по срокам пребывания. А во-вторых, есть ещё и Дарданеллы, где режим останется прежним и которые являются неотъемлемой географической частью процесса прохода. Прорыть новый канал через Галлиполийский полуостров тоже технически возможно, хотя и сложно по рельефу - но и это всё равно не поменяет базовые ограничения тоннажа военных судов и сроки их пребывания в Черном море по конвенции Монтрё. Всё это, кстати, недавно разбирал в большой статье Илья Крамник с соавтором.

Так что всё, что смогут сделать турки после достройки без международных осложнений - это устанавливать новые, более жёсткие, правила прохода через "Стамбул" для гражданских судов, или новые ставки оплаты - например для внеочередного быстрого прохода. С Босфором же ничего не изменится, его режим Турция не сможет поменять в одностороннем порядке без серьёзной международной напряженности и даже кризиса. Выйдет себе же дороже.

инфраструктура, Константинополь, флот, политика, море, Турция

Previous post Next post
Up