Поскольку сегодня образовалось свободное время, продолжим ответы на вопросы.
Несколько дней назад я выкладывал пост про то, как
старые камчадалы "любили" уже отставного Никиту Сергеича - что для меня, тогдашнего молодого специалиста, было сюрпризом. Разумеется, там в комментах возникли каверзные вопросы, "а чё было с рыбными участками до 1945 года?" - от старого жежешного френда и одного из главных сталинофобов в моей ленте
arkhip. Вопрос хороший, его стоит подробно обрисовать.
Но начать тут придётся не со Сталина, а с 1907 года, когда лидером России был другой государственный деятель. Не все знают, что итогом проигрыша русско-японской войны было не только отдача Японии пол-Сахалина, Квантунского полуострова с Порт-Артуром, Южной Маньчжурии как сферы влияния, новопостроенной 900-километровой железной дороги (ЮМЖД), но и заключение кабальной рыболовной конвенции с сынами микадо.
Конвенция была упомянута в Портсмутском договоре, а окончательно согласовали её позже - около 1912 года. По ней японцы получили право строить по всей Камчатке свои рыбозаводы и фактории на правах концессий, вывозить беспошлинно всю добычу в виде рыбы и консервов, а равно и нанимать местных жителей на работу, либо завозить своих гастарбайтеров - на выбор. До РЯВ они, конечно, тоже оперировали в камчатских водах, но далеко не так смело и вынуждены были делиться с русскими промышленниками.
Причём конвенция распространялась не только на Камчатку, но на все Приморье и на Охотское побережье России. Чем японцы широко и пользовались, ещё при крепкой Российской империи. Если же говорить именно о Камчатке, то примерно 90% продукции японских факторий уходило до революции в Японию, остальные 10% перепродавалось либо русским посредникам для снабжения столиц Империи, либо американцам. Так что подчиненное положение России на Востоке и доминирование Японии возникло сильно раньше властителя-Сталина.
Так дошли до хаоса революций 1917 года и Гражданской войны, а затем и создания буферной ДВР. В эти годы японские фактории (а их было больше полусотни по побережью) были главным оплотом реальной экономики, порядка и стабильности на формально российской Камчатке. Декретом Японский империи был объявлен режим "свободного лова" в Беринговом и Охотском морях, в Петропавловске сидел полновластный консул Японской империи и подданные микадо могли уже не оглядываться на всякие мелочи, типа размера нужных участков ловли рыбы или соблюдения тервод. Такое наследство получила РСФСР в 1923 году. Ссориться с сакуролюбивыми было смертельно опасно (и я до сих пор не понимаю, почему они не отжали Камчатку в том хаосе!), их флот имел абсолютно полное господство в тихоокеанских водах на Востоке и приходилось их терпеть.
Более того, в 1927 году на Камчатке основали АКО (Акционерное Камчатское общество) - получилась единственная в своём роде область СССР, где формально не было создано, например, облисполкома. Руководили экономикой органы Акционерного Общества. Рыбозаводы АКО основывались как конкурентные японским, рядом с ними или на свободных ещё участках рек. В 1928 году СССР по настойчивой просьбе "соседей" был вынужден заключить Вторую рыболовную конвенцию. По ней японцы могли сохранять и строить свои заводы, фактории и причалы, но без права найма местных. Это серьёзно удорожало себестоимость переработки, по сравнению с тем, что было при царе, но и тут они нашли более дешевый выход, привозя на свои рыбозаводы рабов-корейцев. Правда, было ещё небольшое новое притеснение японцев: им ограничили размер максимального участка под РКЗ размером в 3,5 Га.
Советская Камчатка в 1931 г.
При этом японцы в Охотском море и на Камчатке вели себя предельно нагло, напористо и даже агрессивно. Вплоть до середины 30-х годов они почти бесконтрольно оперировали своими силами в обоих морях и не очень-то оглядывались на ничтожные советские патрульные силы. А Охотское море тогда можно было смело называть Северо-Японским. Они, например, могли послать свой миноносец в наши терводы и высадить на сушу вооруженный отряд (!) для разбирательства с каким-нибудь инцидентом на своей фактории. И в ответ им можно было только послать ноту или вызвать посла в Москве для дачи обьяснений. Но это максимум - а в 1920-е вообще старались их не злить. Есть такая советская книжка - "Приключения катера Смелый", которая в моём детстве вызывала настоящий разрыв шаблона. Так что её, как пример, почитать стоит.
Немного присмирели японцы после поражения на Халхин-Голе и заключения Советами пакта о ненападении с Германией (1939). Тогда вошли в моду нормальные совместные расследования инцидентов, какие-то более-менее равноправные правила подсудности преступлений, совершенных на факториях и т.п. Тут уже Япония не хотела особенно ссориться с СССР, хотя преимущество по флоту у неё было подавляющим всё время. Итого, к концу 1943 г. японцы имели на Камчатке 32 консервных завода, 74 рыббазы, более 40 промышленных рефрижераторов, 183 буксирных катера, 52 моторных кавасаки и 1284 кунгаса (
Бугаев В.). И забирали на родину примерно 75% лососевого улова (часть у них перекупало АКО на месте). Важно подчеркнуть, что ловили японцы на мелководье, а не в открытом море большими судами.
В 1944 году американцы начали активно долбать японский флот в северной части Тихого океана, что сильно облегчило контроль за рыболовством со стороны СССР. Теперь уже можно было при необходимости останавливать и задерживать особо наглых японских "ловцов". А в 1945-м и сама Япония была "обнулена" одним внезапным ударом в августе 1945. Все японские РКЗ и весь их рыболовный флот на Камчатке был конфискован и передан АКО, а скоро и само АКО упразднили: экономический буфер теперь оказался не нужен. За 1946 год японцев и корейцев вывезли на родину. И ещё, очень важное: Курилы перешли к СССР и Камчатка оказалась наконец стратегически разблокирована.
Обнуление Японии
Так что можно ненавидеть Сталина и всяко его обзывать, как некоторые (чего лично я не одобряю) - но всё равно придётся признать, что задачу по геополитическому разблокированию полуострова и возврату Курил, по возврату рыбных богатств Камчатки в национальную собственность выполнил именно он, дипломатическим (на Тегеранской и Ялтинской конференциях) и военным путём. И только после этого Петропавловск смог пойти в быстрый рост, как город и порт. А до этого - нет. Охотское же море в экономическом смысле стало советским только в 1976 г., кроме Серединного Пятна (или Peanut Hole - проблему которого пришлось решать уже Путину в 2013-2014 гг.).
Ну а в сравнении с Никитой Сергеичем... При Сталине до 1945 с японцами на Камчатке мирились вынужденно: не было иного выхода. Японцы доминировали на Тихом океане подавляюще, с 1907 года непрерывно и их перевес возрастал примерно до 1931-32 гг. Потом стал уменьшаться. Потом их аннигилировали и они стали НИЧЕМ и НИКЕМ. А вот Хрущев пустил козла в огород снова - но уже на новом техническом уровне. В 1958-1960 гг. это были уже не РКЗ с кунгасами и кавасаки, как в довоенную сталинскую эру - а целые флотилии "Пиздинг-Мару" с радарами и отслеживанием косяков рыбы на дальних подступах. И именно при нём создались предпосылки для дрифтерной катастрофы полуострова. Понятно, что этим он пытался задобрить япошек, завлечь их перспективами "сотрудничества" и вытащить из американской зоны влияния. Но - не срослось. Итог - исчезнувшие к 1972 году десятки сел, РКЗ и портопунктов. Где сейчас Калыгирь и Налычево, Кихчик и Жупаново? Нет их. Я еще пацаном помню развалины Налычево, кстати, в конце 70-х. Потом океан их окончательно сровнял с чёрным вулканическим пляжем.